Стратегическое пространственное развитие управления в сфере регионального АПК
- Авторы: Семкин А.Г.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства РФ
- Выпуск: № 3 (2019)
- Страницы: 4-7
- Раздел: Экономика и управление
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/2500-2082/article/view/15218
- DOI: https://doi.org/10.30850/vrsn/2019/3/4-7
- ID: 15218
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Совершенствование системы управления на основе стратегических направлений пространственного развития регионального АПК в сфере размещения производства играет огромную роль в проведении модернизации управления и аграрного производства. В предложенных методологических и практических подходах даны конкретные рекомендации по реализации программных мероприятий развития цифровой экономики и перспективных направлений на основе обоснованных методов и форм, способствующих пространственному развитию производства и экономики подотрасли и сельских территорий. Одним из путей совершенствования системы управления региональным АПК в сфере размещения производства должен стать стратегический подход, связанный с трансформацией экономических отношений органов регионального управления и местного самоуправления с субъектами аграрного бизнеса на основе информационно-электронных взаимоотношений, где применение цифровых технологий становится основным фактором роста аграрного производства и развития конкурентоспособности. Развитие цифровизации должно происходить в государственных органах власти, необходимо построение эффективных структур управления региональным АПК в информационном пространстве. Эффективность систем управления при размещении производства в АПК, как и в любой другой отрасли, зависит от уровня освоения цифровых технологий и доли затрат на цифровую экономику страны в объемах ВВП. Процессы управления пространственным развитием размещения производства регионального АПК необходимо строить на базе создания новых форм стратегии: вертикально-ориентированные способы и методы взаимодействия государственного управления и аграрного бизнеса. Но при этом одним из главных направлений развития данных отношений должно быть эффективное взаимодействие муниципальных образований и представителей хозяйственно-экономического управления с использованием преимуществ территориально-отраслевого разделения. Применение элементов цифровой экономики в системе регионального АПК на базе приоритетности управления при размещении аграрного производства и построения взаимообусловленных связей хозяйственно-экономического и государственного управления будут способствовать экономическому росту и социальному развитию аграрных товаропроизводителей и сельских территорий, находящихся непосредственно в их взаимодействии.
Полный текст
Анализ состояния органов управления агропромышленным комплексом на региональном уровне показал, что постоянные реорганизации привели к резкому снижению качества управления пространственным развитием и взаимодействием в сфере размещения производства АПК. Поэтому совершенствование существующего управления на региональном и муниципальном уровнях должно стать одним из главных направлений его развития, без которого нельзя обеспечить успешное и эффективное функционирование аграрных товаропроизводителей в непростых экономических и производственных сферах деятельности, особенно в условиях санкций и антисанкций, где совершенствование управления должно опираться на комплексное сочетание государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления в информационном пространстве цифровой экономики. [1] Решение данных проблем обеспечит оптимальные условия для развития подотраслей АПК на региональном уровне, а также будет способствовать выполнению программных мероприятий по устойчивому и пространственному развитию сельских территорий.
Формирование более совершенной системы управления региональным АПК в условиях внедрения цифровой экономики должно базироваться на объективной информации представляемой аграрными товаропроизводителями. Поэтому ее сбор, обработка и накопление с возможностью последующего использования требуют тесного взаимодействия государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления. Внедрение цифровой экономики будет способствовать наиболее эффективному принятию управленческих решений в системе инновационно-информационных технологий, а также получению оперативных данных, позволяющих быстро реагировать на своевременное выполнение организационно-экономических мероприятий как для государства, так и для субъектов аграрного бизнеса.
Одним из путей совершенствования системы управления стратегией пространственного развития регионального АПК должен стать стратегический подход, связанный с трансформацией экономических отношений органов регионального управления и местного самоуправления с субъектами аграрного бизнеса на основе информационно-электронных взаимоотношений, где применение цифровых технологий становится основным фактором роста аграрного производства и развития конкурентоспособности. Цифровизация в системе управления региональным АПК может осуществляться на основе взаимодействия государственных органов и аграрных товаропроизводителей по сбору, обработке, передаче и использованию информационного ресурса, который будет способствовать снижению трансакционных издержек и совершенствованию межрегионального обмена в подотраслях АПК, все это в конечном итоге повысит экономическую эффективность всей отрасли в целом.
Основное развитие цифровизации должно происходить в государственных органах власти, где необходимо построение эффективных структур управления региональным АПК в информационном пространстве. Эффективность систем управления в АПК, как и в любой другой отрасли, зависит от уровня освоения цифровых технологий и количества затрат на цифровую экономику страны от объемов ВВП. [2] В таблице 1 приведены данные расходов государства, бизнеса и населения на цифровую экономику, а также доля экспорта и импорта информационно-коммуникационных технологий в процентах от ВВП некоторых стран в 2017 году.
На основании проведенного анализа установлено, что расходы населения и бизнеса в России на развитие цифровой экономики хотя и самые низкие
Таблица 1. Расходы на цифровую экономику от объемов ВВП в 2017 году, %
Страна | Расходы государства на цифровую экономику | Инвестиции бизнеса в цифровую экономику | Расходы населения в цифровой сфере | Экспорт ИКТ | Импорт ИКТ | Размер цифровой экономики |
США | 1,3 | 5,0 | 5,3 | 1,4 | -2,1 | 10,9 |
Китай | 0,4 | 1,8 | 4,8 | 5,8 | -2,7 | 10,0 |
Великобрита- |
|
|
|
|
|
|
ния, Германия, |
|
|
|
|
|
|
Италия, Фран- | 1,0 | 3,9 | 3,7 | 2,5 | -2,9 | 8,2 |
ция, Швеция |
|
|
|
|
|
|
(в среднем) |
|
|
|
|
|
|
Индия | 0,6 | 2,7 | 3,2 | 5,9 | -6,1 | 6,3 |
Бразилия | 2,7 | 3,6 | 2,7 | 0,1 | -1,0 | 6,2 |
Чехия | 0,5 | 2,0 | 2,2 | 2,9 | -2,1 | 5,5 |
Россия | 0,5 | 2,2 | 2,6 | 0,5 | -1,8 | 3,9 |
Источник: данные CrunchBase Unicorn Leaderboards, Thomas Reuters (составлено автором).
среди других стран, но они близки к показателям развитых государств Европы. Но, несмотря на это, на фоне низкого экспорта информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны (0,5%) и импорта (-1,8%), формируется самый низкий уровень развития цифровой экономики в России по сравнению с другими странами. Поэтому именно органы государственной власти на всех иерархических уровнях должны быть заинтересованы в эффективном развитии цифровой национальной экономики. [5]
Процессы управления пространственным развитием размещения производства регионального АПК необходимо строить на новых формах стратегии: вертикально-ориентированные способы и методы взаимодействия государственного управления и аграрного бизнеса. Но при этом одним из главных направлений развития данных отношений должно быть эффективное взаимодействие муниципальных образований и представителей хозяйственноэкономического управления. Поэтому, с учетом тенденций формирования как региональной, так и национальной цифровой экономики, оказание государственной поддержки, а также взаимодействие с сельскими территориями и населением того или иного муниципального образования или субъектами аграрного бизнеса могло бы осуществляться с внедрением цифровых технологий.
В сфере цифровой экономики необходимо формирование управленческих систем на уровне муниципальных образований с взаимодействием государственного и хозяйственно-экономического управления, которые будут способствовать оптимизации аграрного производства, интеграции экономических процессов и межхозяйственных связей, при одновременном хранении, накоплении и управлении информационными потоками в подотраслях АПК. Для совершенствования эффективности прямой и обратной связи предусмотрена система управления экономическими процессами, в которую вошли следующие модели: стратегическая — оптимизация отраслевой структуры управления с размещением аграрного производства; экономико-математическая — с интерактивной системой формирования адаптивных инновационных технологий; прогнозных балансов аграрной продукции, сырья и продовольствия, а также планируемого сценарного развития подотраслей АПК; модель индикативного планирования и прогнозирования системы производственно-финансового и техникотехнологического обеспечения аграрных субъектов с оценкой их финансово-производственного функционирования и развития (см. рисунок).
Применение элементов цифровой экономики в системе регионального АПК на базе приоритетности управления размещением аграрного производства и построения взаимообусловленных связей хозяйственно-экономического и государственного управления будут способствовать экономическому росту и социальному развитию аграрных товаропроизводителей и сельских территорий, находящихся непосредственно в их взаимодействии. [3, 4]
Вместе с тем, построение эффективных систем управления пространственным развитием и размещением регионального АПК возможно при минимизации воздействия негативных и проблемных процессов как в самом агропромышленном комплексе, так и в его управленческих структурах (табл. 2).
Таким образом, необходимы два основных фактора для управления пространственным развитием регионального АПК: 1 — постоянное технико-технологическое обеспечение, в том числе в направлении цифровизации в подотраслях, взаимодействующих с агробизнесом, с целью снижения уровня аналоговых отношений; 2 — создание инновационно-инвестиционной ориентированной среды с развитием информационных технологий в аграрном производстве для дистанционного и автоматизированного управления в региональных структурах АПК. [6]
Главные принципы развития цифровой инфраструктуры — обеспечение ее доступности, внедрение в цифровой сектор экономики, поощрение субъектов аграрного бизнеса, использующих современные цифровые технологии, а также улучшение институциональных условий функционирования подотрасли сельского хозяйства».
Об авторах
А. Г. Семкин
Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: vera_306@mail.ru
доктор экономических наук
Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 35, корп. 2Список литературы
- Алтухов, А.И. Российский АПК: современное состояние и проблемы развития / А.И. Алтухов, В.А. Кун- диус. — М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004. — 602 с.
- Алпатов, А.В. Построение эффективных систем управления развитием АПК России в пространстве цифровой экономики /А.В. Алпатов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2018. — № 3. — С. 60-66.
- Воронин, Е.А. Направления и базовые технологии информатизации и управления АПК / Е.А. Воронин, Г. Семкин // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: (материалы IX Международной научно-практической конференции «Ин- формАгро-2017»). - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. - С. 380-383.
- Семкин, А.Г. Взаимодействие систем управления муниципального АПК в информационном пространстве цифровой экономики /А.Г. Семкин, Е.А. Воронин, Г. Быков // Вестник российской сельскохозяйственной науки. - 2018. - № 3. - С. 16-19.
- Семкин, А.Г. Аспекты совершенствования управления сельским хозяйством Российской Федерации / А.Г. Семкин. - М.: ООО «Угрешская типография». 2014 - 324 с.
- Семкин, А.Г. Управление сельским хозяйством региона / А.Г. Семкин. - М: Издательство «Центр информации и технико-экономических исследований в АПК Федерального государственного бюджетного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт экономики. 2015 - 192 с.
Дополнительные файлы
