Стратегическое пространственное развитие управления в сфере регионального АПК

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Совершенствование системы управления на основе стратегических направлений пространственного развития регионального АПК в сфере размещения производства играет огромную роль в проведении модернизации управления и аграрного производства. В предложенных методологических и практических подходах даны конкретные рекомендации по реализации программных мероприятий развития цифровой экономики и перспективных направлений на основе обоснованных методов и форм, способствующих пространственному развитию производства и экономики подотрасли и сельских территорий. Одним из путей совершенствования системы управления региональным АПК в сфере размещения производства должен стать стратегический подход, связанный с трансформацией экономических отношений органов регионального управления и местного самоуправления с субъектами аграрного бизнеса на основе информационно-электронных взаимоотношений, где применение цифровых технологий становится основным фактором роста аграрного производства и развития конкурентоспособности. Развитие цифровизации должно происходить в государственных органах власти, необходимо построение эффективных структур управления региональным АПК в информационном пространстве. Эффективность систем управления при размещении производства в АПК, как и в любой другой отрасли, зависит от уровня освоения цифровых технологий и доли затрат на цифровую экономику страны в объемах ВВП. Процессы управления пространственным развитием размещения производства регионального АПК необходимо строить на базе создания новых форм стратегии: вертикально-ориентированные способы и методы взаимодействия государственного управления и аграрного бизнеса. Но при этом одним из главных направлений развития данных отношений должно быть эффективное взаимодействие муниципальных образований и представителей хозяйственно-экономического управления с использованием преимуществ территориально-отраслевого разделения. Применение элементов цифровой экономики в системе регионального АПК на базе приоритетности управления при размещении аграрного производства и построения взаимообусловленных связей хозяйственно-экономического и государственного управления будут способствовать экономическому росту и социальному развитию аграрных товаропроизводителей и сельских территорий, находящихся непосредственно в их взаимодействии.

Полный текст

Анализ состояния органов управления агропромышленным комплексом на региональном уровне показал, что постоянные реорганизации привели к резкому снижению качества управления пространственным развитием и взаимодействием в сфере размещения производства АПК. Поэтому совершенствование существующего управления на региональном и муниципальном уровнях должно стать одним из главных направлений его развития, без которого нельзя обеспечить успешное и эффективное функционирование аграрных товаропроизводителей в непростых экономических и производственных сферах деятельности, особенно в условиях санкций и антисанкций, где совершенствование управления должно опираться на комплексное сочетание государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления в информационном пространстве цифровой экономики. [1] Решение данных проблем обеспечит оптимальные условия для развития подотраслей АПК на региональном уровне, а также будет способствовать выполнению программных мероприятий по устойчивому и пространственному развитию сельских территорий.

Формирование более совершенной системы управления региональным АПК в условиях внедрения цифровой экономики должно базироваться на объективной информации представляемой аграрными товаропроизводителями. Поэтому ее сбор, обработка и накопление с возможностью последующего использования требуют тесного взаимодействия государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления. Внедрение цифровой экономики будет способствовать наиболее эффективному принятию управленческих решений в системе инновационно-информационных технологий, а также получению оперативных данных, позволяющих быстро реагировать на своевременное выполнение организационно-экономических мероприятий как для государства, так и для субъектов аграрного бизнеса.

Одним из путей совершенствования системы управления стратегией пространственного развития регионального АПК должен стать стратегический подход, связанный с трансформацией экономических отношений органов регионального управления и местного самоуправления с субъектами аграрного бизнеса на основе информационно-электронных взаимоотношений, где применение цифровых технологий становится основным фактором роста аграрного производства и развития конкурентоспособности. Цифровизация в системе управления региональным АПК может осуществляться на основе взаимодействия государственных органов и аграрных товаропроизводителей по сбору, обработке, передаче и использованию информационного ресурса, который будет способствовать снижению трансакционных издержек и совершенствованию межрегионального обмена в подотраслях АПК, все это в конечном итоге повысит экономическую эффективность всей отрасли в целом.

Основное развитие цифровизации должно происходить в государственных органах власти, где необходимо построение эффективных структур управления региональным АПК в информационном пространстве. Эффективность систем управления в АПК, как и в любой другой отрасли, зависит от уровня освоения цифровых технологий и количества затрат на цифровую экономику страны от объемов ВВП. [2] В таблице 1 приведены данные расходов государства, бизнеса и населения на цифровую экономику, а также доля экспорта и импорта информационно-коммуникационных технологий в процентах от ВВП некоторых стран в 2017 году.

На основании проведенного анализа установлено, что расходы населения и бизнеса в России на развитие цифровой экономики хотя и самые низкие

Таблица 1. Расходы на цифровую экономику от объемов ВВП в 2017 году, %

Страна

Расходы государства на цифровую экономику

Инвестиции бизнеса в цифровую экономику

Расходы населения в цифровой сфере

Экспорт

ИКТ

Импорт

ИКТ

Размер цифровой экономики

США

1,3

5,0

5,3

1,4

-2,1

10,9

Китай

0,4

1,8

4,8

5,8

-2,7

10,0

Великобрита-

 

 

 

 

 

 

ния, Германия,

 

 

 

 

 

 

Италия, Фран-

1,0

3,9

3,7

2,5

-2,9

8,2

ция, Швеция

 

 

 

 

 

 

(в среднем)

 

 

 

 

 

 

Индия

0,6

2,7

3,2

5,9

-6,1

6,3

Бразилия

2,7

3,6

2,7

0,1

-1,0

6,2

Чехия

0,5

2,0

2,2

2,9

-2,1

5,5

Россия

0,5

2,2

2,6

0,5

-1,8

3,9

Источник: данные CrunchBase Unicorn Leaderboards, Thomas Reuters (составлено автором).

 

среди других стран, но они близки к показателям развитых государств Европы. Но, несмотря на это, на фоне низкого экспорта информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны (0,5%) и импорта (-1,8%), формируется самый низкий уровень развития цифровой экономики в России по сравнению с другими странами. Поэтому именно органы государственной власти на всех иерархических уровнях должны быть заинтересованы в эффективном развитии цифровой национальной экономики. [5]

Процессы управления пространственным развитием размещения производства регионального АПК необходимо строить на новых формах стратегии: вертикально-ориентированные способы и методы взаимодействия государственного управления и аграрного бизнеса. Но при этом одним из главных направлений развития данных отношений должно быть эффективное взаимодействие муниципальных образований и представителей хозяйственноэкономического управления. Поэтому, с учетом тенденций формирования как региональной, так и национальной цифровой экономики, оказание государственной поддержки, а также взаимодействие с сельскими территориями и населением того или иного муниципального образования или субъектами аграрного бизнеса могло бы осуществляться с внедрением цифровых технологий.

В сфере цифровой экономики необходимо формирование управленческих систем на уровне муниципальных образований с взаимодействием государственного и хозяйственно-экономического управления, которые будут способствовать оптимизации аграрного производства, интеграции экономических процессов и межхозяйственных связей, при одновременном хранении, накоплении и управлении информационными потоками в подотраслях АПК. Для совершенствования эффективности прямой и обратной связи предусмотрена система управления экономическими процессами, в которую вошли следующие модели: стратегическая — оптимизация отраслевой структуры управления с размещением аграрного производства; экономико-математическая — с интерактивной системой формирования адаптивных инновационных технологий; прогнозных балансов аграрной продукции, сырья и продовольствия, а также планируемого сценарного развития подотраслей АПК; модель индикативного планирования и прогнозирования системы производственно-финансового и техникотехнологического обеспечения аграрных субъектов с оценкой их финансово-производственного функционирования и развития (см. рисунок).

Применение элементов цифровой экономики в системе регионального АПК на базе приоритетности управления размещением аграрного производства и построения взаимообусловленных связей хозяйственно-экономического и государственного управления будут способствовать экономическому росту и социальному развитию аграрных товаропроизводителей и сельских территорий, находящихся непосредственно в их взаимодействии. [3, 4]

Вместе с тем, построение эффективных систем управления пространственным развитием и размещением регионального АПК возможно при минимизации воздействия негативных и проблемных процессов как в самом агропромышленном комплексе, так и в его управленческих структурах (табл. 2).

Таким образом, необходимы два основных фактора для управления пространственным развитием регионального АПК: 1 — постоянное технико-технологическое обеспечение, в том числе в направлении цифровизации в подотраслях, взаимодействующих с агробизнесом, с целью снижения уровня аналоговых отношений; 2 — создание инновационно-инвестиционной ориентированной среды с развитием информационных технологий в аграрном производстве для дистанционного и автоматизированного управления в региональных структурах АПК. [6]

Главные принципы развития цифровой инфраструктуры — обеспечение ее доступности, внедрение в цифровой сектор экономики, поощрение субъектов аграрного бизнеса, использующих современные цифровые технологии, а также улучшение институциональных условий функционирования подотрасли сельского хозяйства».

×

Об авторах

А. Г. Семкин

Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: vera_306@mail.ru

доктор экономических наук

Россия, 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 35, корп. 2

Список литературы

  1. Алтухов, А.И. Российский АПК: современное состояние и проблемы развития / А.И. Алтухов, В.А. Кун- диус. — М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004. — 602 с.
  2. Алпатов, А.В. Построение эффективных систем управления развитием АПК России в пространстве цифровой экономики /А.В. Алпатов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2018. — № 3. — С. 60-66.
  3. Воронин, Е.А. Направления и базовые технологии информатизации и управления АПК / Е.А. Воронин, Г. Семкин // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК: (материалы IX Международной научно-практической конференции «Ин- формАгро-2017»). - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. - С. 380-383.
  4. Семкин, А.Г. Взаимодействие систем управления муниципального АПК в информационном пространстве цифровой экономики /А.Г. Семкин, Е.А. Воронин, Г. Быков // Вестник российской сельскохозяйственной науки. - 2018. - № 3. - С. 16-19.
  5. Семкин, А.Г. Аспекты совершенствования управления сельским хозяйством Российской Федерации / А.Г. Семкин. - М.: ООО «Угрешская типография». 2014 - 324 с.
  6. Семкин, А.Г. Управление сельским хозяйством региона / А.Г. Семкин. - М: Издательство «Центр информации и технико-экономических исследований в АПК Федерального государственного бюджетного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт экономики. 2015 - 192 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Семкин А.Г., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.