Strategic spatial development of management in the sphere of regional agroindustrial complex
- Autores: Semkin А.G.1
-
Afiliações:
- Federal Research Center for Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas-all-Russian Research Institute of agricultural Economics RF
- Edição: Nº 3 (2019)
- Páginas: 4-7
- Seção: Economics and management
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/2500-2082/article/view/15218
- DOI: https://doi.org/10.30850/vrsn/2019/3/4-7
- ID: 15218
Citar
Texto integral
Resumo
Improving the management system based on the strategic directions of the regional agricultural sector spatial development in the production distribution area plays a huge role in the management and agricultural production modernization. In the proposed methodological and practical approaches specific recommendations are given on the implementation of program activities for the development of the digital economy and perspective areas based on sound methods and forms that contribute to the spatial development of production and the economy in the sub-industry and rural areas. One of the ways to improve the management system of regional agriculture in the production field should be a strategic approach associated with the transformation of the economic relations of regional authorities and local selfgovernments with the agricultural business subjects on the basis of information and electronic relationships, where digital technologies the using becomes the main factor of growth of agricultural production competitiveness development. The digitalization development should occur in state authorities, it is necessary to build effective management structures for regional agro-industrial complex in the information space. The effectiveness of management systems when locating production in the agro-industrial complex, as in any other industry, depends on the level of digital technologies mastering and the share of expenditures on the country's digital economy in GDP. The managing processes of the spatial development of the location of the regional agricultural production should be built on the basis of creating new strategy forms: vertically-oriented ways and methods of interaction between the government and the agrarian business. But at the same time one of the main directions of development of these relations should be the effective interaction of municipalities and economic management representatives with the use of the advantages of territorial and sectoral division. The application of the digital economy elements in the regional agro-industrial complex based on the priority of management in locating agricultural production and building interdependent relations of economic and state management will contribute to economic growth and social development of agricultural producers and rural areas directly interacting with them.
Texto integral
Анализ состояния органов управления агропромышленным комплексом на региональном уровне показал, что постоянные реорганизации привели к резкому снижению качества управления пространственным развитием и взаимодействием в сфере размещения производства АПК. Поэтому совершенствование существующего управления на региональном и муниципальном уровнях должно стать одним из главных направлений его развития, без которого нельзя обеспечить успешное и эффективное функционирование аграрных товаропроизводителей в непростых экономических и производственных сферах деятельности, особенно в условиях санкций и антисанкций, где совершенствование управления должно опираться на комплексное сочетание государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления в информационном пространстве цифровой экономики. [1] Решение данных проблем обеспечит оптимальные условия для развития подотраслей АПК на региональном уровне, а также будет способствовать выполнению программных мероприятий по устойчивому и пространственному развитию сельских территорий.
Формирование более совершенной системы управления региональным АПК в условиях внедрения цифровой экономики должно базироваться на объективной информации представляемой аграрными товаропроизводителями. Поэтому ее сбор, обработка и накопление с возможностью последующего использования требуют тесного взаимодействия государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления. Внедрение цифровой экономики будет способствовать наиболее эффективному принятию управленческих решений в системе инновационно-информационных технологий, а также получению оперативных данных, позволяющих быстро реагировать на своевременное выполнение организационно-экономических мероприятий как для государства, так и для субъектов аграрного бизнеса.
Одним из путей совершенствования системы управления стратегией пространственного развития регионального АПК должен стать стратегический подход, связанный с трансформацией экономических отношений органов регионального управления и местного самоуправления с субъектами аграрного бизнеса на основе информационно-электронных взаимоотношений, где применение цифровых технологий становится основным фактором роста аграрного производства и развития конкурентоспособности. Цифровизация в системе управления региональным АПК может осуществляться на основе взаимодействия государственных органов и аграрных товаропроизводителей по сбору, обработке, передаче и использованию информационного ресурса, который будет способствовать снижению трансакционных издержек и совершенствованию межрегионального обмена в подотраслях АПК, все это в конечном итоге повысит экономическую эффективность всей отрасли в целом.
Основное развитие цифровизации должно происходить в государственных органах власти, где необходимо построение эффективных структур управления региональным АПК в информационном пространстве. Эффективность систем управления в АПК, как и в любой другой отрасли, зависит от уровня освоения цифровых технологий и количества затрат на цифровую экономику страны от объемов ВВП. [2] В таблице 1 приведены данные расходов государства, бизнеса и населения на цифровую экономику, а также доля экспорта и импорта информационно-коммуникационных технологий в процентах от ВВП некоторых стран в 2017 году.
На основании проведенного анализа установлено, что расходы населения и бизнеса в России на развитие цифровой экономики хотя и самые низкие
Таблица 1. Расходы на цифровую экономику от объемов ВВП в 2017 году, %
Страна | Расходы государства на цифровую экономику | Инвестиции бизнеса в цифровую экономику | Расходы населения в цифровой сфере | Экспорт ИКТ | Импорт ИКТ | Размер цифровой экономики |
США | 1,3 | 5,0 | 5,3 | 1,4 | -2,1 | 10,9 |
Китай | 0,4 | 1,8 | 4,8 | 5,8 | -2,7 | 10,0 |
Великобрита- |
|
|
|
|
|
|
ния, Германия, |
|
|
|
|
|
|
Италия, Фран- | 1,0 | 3,9 | 3,7 | 2,5 | -2,9 | 8,2 |
ция, Швеция |
|
|
|
|
|
|
(в среднем) |
|
|
|
|
|
|
Индия | 0,6 | 2,7 | 3,2 | 5,9 | -6,1 | 6,3 |
Бразилия | 2,7 | 3,6 | 2,7 | 0,1 | -1,0 | 6,2 |
Чехия | 0,5 | 2,0 | 2,2 | 2,9 | -2,1 | 5,5 |
Россия | 0,5 | 2,2 | 2,6 | 0,5 | -1,8 | 3,9 |
Источник: данные CrunchBase Unicorn Leaderboards, Thomas Reuters (составлено автором).
среди других стран, но они близки к показателям развитых государств Европы. Но, несмотря на это, на фоне низкого экспорта информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны (0,5%) и импорта (-1,8%), формируется самый низкий уровень развития цифровой экономики в России по сравнению с другими странами. Поэтому именно органы государственной власти на всех иерархических уровнях должны быть заинтересованы в эффективном развитии цифровой национальной экономики. [5]
Процессы управления пространственным развитием размещения производства регионального АПК необходимо строить на новых формах стратегии: вертикально-ориентированные способы и методы взаимодействия государственного управления и аграрного бизнеса. Но при этом одним из главных направлений развития данных отношений должно быть эффективное взаимодействие муниципальных образований и представителей хозяйственноэкономического управления. Поэтому, с учетом тенденций формирования как региональной, так и национальной цифровой экономики, оказание государственной поддержки, а также взаимодействие с сельскими территориями и населением того или иного муниципального образования или субъектами аграрного бизнеса могло бы осуществляться с внедрением цифровых технологий.
В сфере цифровой экономики необходимо формирование управленческих систем на уровне муниципальных образований с взаимодействием государственного и хозяйственно-экономического управления, которые будут способствовать оптимизации аграрного производства, интеграции экономических процессов и межхозяйственных связей, при одновременном хранении, накоплении и управлении информационными потоками в подотраслях АПК. Для совершенствования эффективности прямой и обратной связи предусмотрена система управления экономическими процессами, в которую вошли следующие модели: стратегическая — оптимизация отраслевой структуры управления с размещением аграрного производства; экономико-математическая — с интерактивной системой формирования адаптивных инновационных технологий; прогнозных балансов аграрной продукции, сырья и продовольствия, а также планируемого сценарного развития подотраслей АПК; модель индикативного планирования и прогнозирования системы производственно-финансового и техникотехнологического обеспечения аграрных субъектов с оценкой их финансово-производственного функционирования и развития (см. рисунок).
Применение элементов цифровой экономики в системе регионального АПК на базе приоритетности управления размещением аграрного производства и построения взаимообусловленных связей хозяйственно-экономического и государственного управления будут способствовать экономическому росту и социальному развитию аграрных товаропроизводителей и сельских территорий, находящихся непосредственно в их взаимодействии. [3, 4]
Вместе с тем, построение эффективных систем управления пространственным развитием и размещением регионального АПК возможно при минимизации воздействия негативных и проблемных процессов как в самом агропромышленном комплексе, так и в его управленческих структурах (табл. 2).
Таким образом, необходимы два основных фактора для управления пространственным развитием регионального АПК: 1 — постоянное технико-технологическое обеспечение, в том числе в направлении цифровизации в подотраслях, взаимодействующих с агробизнесом, с целью снижения уровня аналоговых отношений; 2 — создание инновационно-инвестиционной ориентированной среды с развитием информационных технологий в аграрном производстве для дистанционного и автоматизированного управления в региональных структурах АПК. [6]
Главные принципы развития цифровой инфраструктуры — обеспечение ее доступности, внедрение в цифровой сектор экономики, поощрение субъектов аграрного бизнеса, использующих современные цифровые технологии, а также улучшение институциональных условий функционирования подотрасли сельского хозяйства».
Sobre autores
А. Semkin
Federal Research Center for Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas-all-Russian Research Institute of agricultural Economics RF
Autor responsável pela correspondência
Email: vera_306@mail.ru
Grand PhD in Economical sciences
Rússia, 123007, Moskva, Xoroshevskoe shosse, 35 korp. 2Bibliografia
- Altuxov, A.I. Rossijskij APK: sovremennoe sostoyanie i problemy' razvitiya / A.I. Altuxov, V.A. Kundius. — M.:FGUP «VO Minsel'xoza Rossii». — 2004. — 602 s.
- Alpatov, A.V. Postroenie e'ffektivny'x sistem upravleniya razvitiem APK Rossii v pro-stranstve cifrovoj e'konomiki /A.V. Alpatov // E'konomika, trud, upravlenie v sel'skom xozyajstve. — 2018. — № 3. — S. 60—66.
- Voronin, E.A. Napravleniya i bazovy'e texnologii informa- tizacii i upravleniya APK / E.A. Voronin, A.G. Semkin // Nauchno-informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya APK: (materialy' IX Mezhdunarodnoj nauchno- prakticheskoj konferencii «InformAgro-2017»). — M.: FG- BNU «Rosinformagrotex», 2017. — S. 380—383.
- Semkin, A.G. Vzaimodejstvie sistem upravleniya municipal'nogo APK v informacionnom prostranstve cifro- voj e'konomiki /A.G. Semkin, E.A. Voronin, V.G. By'kov // Vestnik rossijskoj sel'skoxozyajstvennoj nauki. — 2018. — № 3. — S. 16—19.
- Semkin, A.G. Aspekty' sovershenstvovaniya upravleniya sel'skim xozyajstvom Rossijskoj Federacii / A.G. Semkin. — M.: OOO «Ugreshskaya tipografiya». — 2014. — 324 s.
- Semkin, A.G. Upravlenie sel'skim xozyajstvom regiona / A.G. Semkin. — M: Izdatel'stvo «Centr informacii i texniko-e'konomicheskix issledovanij v APK Federal'nogo gosudar-stvennogo byudzhetnogo nauchnogo uchrezh- deniya Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut e'konomiki sel'skogo xozyajstva». — 2015. — 192 s.
Arquivos suplementares
