Современные модели количественной оценки и управления уровнем физического, психического и социального здоровья как основа профилактики заболеваемости среди детей и подростков
- Авторы: Сетко А.Г.1, Сетко Н.П.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 66, № 5 (2022)
- Страницы: 395-402
- Раздел: ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/0044-197X/article/view/637807
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-5-395-402
- ID: 637807
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков представляет собой проблему управления индивидуальным здоровьем, в связи с чем возникла необходимость изменения подхода к оценке здоровья, заключающегося не только в определении болезни, но и в донозологической оценке уровня индивидуального здоровья.
Цель — разработать интегральные показатели количественной оценки здоровья, на основании чего научно обосновать систему управления здоровьем детей и подростков.
Материал и методы. У 4800 детей и подростков школьного возраста (7–17 лет) проведена компьютерная диагностика функционального состояния центральной нервной, вегетативной и сердечно-сосудистой систем с использованием методов вариационной хронорефлексометрии и вариационной кардиоритмографии. Психическое здоровье исследовано с помощью определения уровня тревожности, негативных эмоциональных переживаний, прогноза стресса и стрессоустойчивости. Уровень социального здоровья оценён по методике Е.В. Цикалюк (2013).
Результаты. Установлено, что 37,7% обследуемых детей имели удовлетворительный уровень; 28,2% — напряжение, 23% — неудовлетворительный и 11,1% — срыв адаптации. Высокий уровень тревожности в обычной жизни испытывали 36,7% обследуемых и 61,3% на учебных занятиях; у 12,3% детей отмечался высокий уровень негативных эмоциональных переживаний. Высокий уровень социального здоровья имели 28,1% детей; 51,6% — средний; 12,3% — низкий уровень; у 6,5% установлено социальное «нездоровье».
Ограничения исследования. При разработке современной модели оценки и управления физическим, психологическим и социальным здоровьем использованы данные психофизиологического обследования 4800 детей школьного возраста.
Заключение. Разработанные интегральные показатели одномерной оценки физического, психического и социального здоровья детей явились основой для обоснования модели скрининга и управления здоровьем детского населения.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России № 132 от 24.03.2022.
Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Здравоохранение Российской Федерации».
Участие авторов:
Сетко А.Г. — дизайн исследования, обработка материала, написание текста, составление списка литературы;
Сетко Н.П. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила 26.08.2022
Принята в печать 05.09.2022
Опубликована 17.10.2022
Об авторах
А. Г. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-6887-6776
Россия
Нина Павловна Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: nina.setko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8073-0614
Доктор мед. наук, профессор зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ», 460000, Оренбург.
e-mail: nina.setko@gmail.com
РоссияСписок литературы
- Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности. Российский педиатрический журнал. 2005; (2): 4-8.
- Игишева Л.Н., Казин Э.М., Галеев А.Р. Влияние умеренной физической нагрузки на показатели сердечного ритма у детей младшего и среднего школьного возраста. Физиология человека. 2006; (3): 55-61.
- Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург; 2018.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Ануфриева Е.В., Соколова С.Б., Скоблина Н.А., Вирабова А.Р. и др. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2007; 72(3): 180-94. https://doi.org/10.15690/vramn830
- Кучма В.Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть II). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (4): 4-24.
- Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. М.; 2017.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. М.: ГЭОТАР-Медиа.; 2009.
- Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. СПб.; 1997.
- Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний. Гигиена и санитария. 2008; 87(1): 58-60.
- Сетко Н.П. Современные подходы к интегральной донозологической оценке здоровья детей и подростков. Гигиена и санитария. 2009; 88(4): 9-10.
- Мороз М.П. Экспресс диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. СПб.: Иматон; 2001.
- Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях РФ. Кемерово; 2003.
- Калюжный Е.А. Оценка функционального состояния школьников методом кардиоинтервалографии при разных педагогических системах обучения. В кн.: Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 2002.
- Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов среды обитания. Гигиена и санитария. 2018; 97(2): 1127-32. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-3-234-238
- Сетко Н.П., Вахмисторова А.В., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Интегральная донозологическая оценка здоровья подростков в условиях комплексного влияния факторов окружающей среды. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 1009-12. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-1009-1012
- Кучма В.Р. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (2): 4-10.
- Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Донозологическая оценка здоровья «Одаренных» подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса. Здоровье населения и среды обитания - ЗНиСО. 2020; (11): 44-51. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48
- Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.М., Бейлина Е.Б. Биологическая адаптация организма детей, как показатель его устойчивости к факторам окружающей среды. В кн.: Материалы XI Международного симпозиума «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения». Кипр, Анапа; 2016.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; 2000.
- Борисова И.В., Косыч А. Особенности школьной тревожности мальчиков и девочек учащихся 5-х классов. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 28-9.
- Васянина Ю.Ш., Чернова А.А. Детский суицид и дистресс: необъявленная война. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 39-40.
- Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 32-7.
- Чубаровский В.В., Лабутьва И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии. Здоровье населения и среды обитания - ЗНиСО. 2017; (8): 50-3. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-50-53
- Маймулов В.Г., Пузырев А.А., Иванова В.Ф. Адаптация организма к действию экологических факторов на клеточном и субклеточном уровнях. Морфология. 1997; (4): 23-8.
- Маймулов В.Г., Баскович Г.А., Дадали В.А. Методологические аспекты биохимических исследований адаптационного статуса организма. Гигиена и санитария. 1998; 77(10): 61-3.
- Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Современные подходы к медико-психологическому сопровождению обучающихся в зависимости от уровня физического и психического здоровья в условиях реализации личностно-ориентированного обучения. В кн.: Материалы международной конференции стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях». М.; 2016.
- Rose A.J., Rudolph K.D. A review of sex differences in peer relationship processes: potential trade-offs for the emotional and behavioral development of girls and boys. Psychol. Bull. 2006; 132(1): 98-131. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.1.98
- Ringoot A.P., Jansen P.W., Steenweg-de Graaff J., Measelle J.R., van der Ende J., Raat H., et al. Young children’s self-reported emotional, behavioral, and peer problems: the Berkeley Puppet Interview. Psychol. Assess. 2013; 25(4): 1273-85. https://doi.org/10.1037/a0033976
Дополнительные файлы
