Современные модели количественной оценки и управления уровнем физического, психического и социального здоровья как основа профилактики заболеваемости среди детей и подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков представляет собой проблему управления индивидуальным здоровьем, в связи с чем возникла необходимость изменения подхода к оценке здоровья, заключающегося не только в определении болезни, но и в донозологической оценке уровня индивидуального здоровья. 

Цель — разработать интегральные показатели количественной оценки здоровья, на основании чего научно обосновать систему управления здоровьем детей и подростков.

Материал и методы. У 4800 детей и подростков школьного возраста (7–17 лет) проведена компьютерная диагностика функционального состояния центральной нервной, вегетативной и сердечно-сосудистой систем с использованием методов вариационной хронорефлексометрии и вариационной кардиоритмографии. Психическое здоровье исследовано с помощью определения уровня тревожности, негативных эмоциональных переживаний, прогноза стресса и стрессоустойчивости. Уровень социального здоровья оценён по методике Е.В. Цикалюк (2013).

Результаты. Установлено, что 37,7% обследуемых детей имели удовлетворительный уровень; 28,2% — напряжение, 23% — неудовлетворительный и 11,1% — срыв адаптации. Высокий уровень тревожности в обычной жизни испытывали 36,7% обследуемых и 61,3% на учебных занятиях; у 12,3% детей отмечался высокий уровень негативных эмоциональных переживаний. Высокий уровень социального здоровья имели 28,1% детей; 51,6% — средний; 12,3% — низкий уровень; у 6,5% установлено социальное «нездоровье». 

Ограничения исследования. При разработке современной модели оценки и управления физическим, психологическим и социальным здоровьем использованы данные психофизиологического обследования 4800 детей школьного возраста.

Заключение. Разработанные интегральные показатели одномерной оценки физического, психического и социального здоровья детей явились основой для обоснования модели скрининга и управления здоровьем детского населения.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России № 132 от 24.03.2022. 

Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Здравоохранение Российской Федерации».

Участие авторов:
Сетко А.Г. — дизайн исследования, обработка материала, написание текста, составление списка литературы;
Сетко Н.П. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи. 

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 26.08.2022
Принята в печать 05.09.2022
Опубликована 17.10.2022

Об авторах

А. Г. Сетко

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-6887-6776
Россия

Нина Павловна Сетко

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: nina.setko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8073-0614

Доктор мед. наук, профессор зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ», 460000, Оренбург.

e-mail: nina.setko@gmail.com

Россия

Список литературы

  1. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности. Российский педиатрический журнал. 2005; (2): 4-8.
  2. Игишева Л.Н., Казин Э.М., Галеев А.Р. Влияние умеренной физической нагрузки на показатели сердечного ритма у детей младшего и среднего школьного возраста. Физиология человека. 2006; (3): 55-61.
  3. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург; 2018.
  4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ануфриева Е.В., Соколова С.Б., Скоблина Н.А., Вирабова А.Р. и др. Оценка качества оказания медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2007; 72(3): 180-94. https://doi.org/10.15690/vramn830
  5. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: Гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть II). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (4): 4-24.
  6. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке. М.; 2017.
  7. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. М.: ГЭОТАР-Медиа.; 2009.
  8. Захарченко М.П., Маймулов В.Г., Шабров А.В. Диагностика в профилактической медицине. СПб.; 1997.
  9. Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний. Гигиена и санитария. 2008; 87(1): 58-60.
  10. Сетко Н.П. Современные подходы к интегральной донозологической оценке здоровья детей и подростков. Гигиена и санитария. 2009; 88(4): 9-10.
  11. Мороз М.П. Экспресс диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. СПб.: Иматон; 2001.
  12. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровье сберегающих технологий в образовательных учреждениях РФ. Кемерово; 2003.
  13. Калюжный Е.А. Оценка функционального состояния школьников методом кардиоинтервалографии при разных педагогических системах обучения. В кн.: Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 2002.
  14. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Вегетативный баланс и вариабельность сердечного ритма у учащихся общеобразовательных учреждений в условиях многокомпонентного воздействия факторов среды обитания. Гигиена и санитария. 2018; 97(2): 1127-32. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-3-234-238
  15. Сетко Н.П., Вахмисторова А.В., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Интегральная донозологическая оценка здоровья подростков в условиях комплексного влияния факторов окружающей среды. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 1009-12. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-1009-1012
  16. Кучма В.Р. Научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков и школьной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (2): 4-10.
  17. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Донозологическая оценка здоровья «Одаренных» подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса. Здоровье населения и среды обитания - ЗНиСО. 2020; (11): 44-51. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48
  18. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.М., Бейлина Е.Б. Биологическая адаптация организма детей, как показатель его устойчивости к факторам окружающей среды. В кн.: Материалы XI Международного симпозиума «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения». Кипр, Анапа; 2016.
  19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; 2000.
  20. Борисова И.В., Косыч А. Особенности школьной тревожности мальчиков и девочек учащихся 5-х классов. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 28-9.
  21. Васянина Ю.Ш., Чернова А.А. Детский суицид и дистресс: необъявленная война. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017; 17(S2): 39-40.
  22. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 32-7.
  23. Чубаровский В.В., Лабутьва И.С., Кучма В.Р. Психическое состояние учащихся подростков: ретроспективный анализ распространенности пограничной психической патологии. Здоровье населения и среды обитания - ЗНиСО. 2017; (8): 50-3. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-50-53
  24. Маймулов В.Г., Пузырев А.А., Иванова В.Ф. Адаптация организма к действию экологических факторов на клеточном и субклеточном уровнях. Морфология. 1997; (4): 23-8.
  25. Маймулов В.Г., Баскович Г.А., Дадали В.А. Методологические аспекты биохимических исследований адаптационного статуса организма. Гигиена и санитария. 1998; 77(10): 61-3.
  26. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Современные подходы к медико-психологическому сопровождению обучающихся в зависимости от уровня физического и психического здоровья в условиях реализации личностно-ориентированного обучения. В кн.: Материалы международной конференции стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях». М.; 2016.
  27. Rose A.J., Rudolph K.D. A review of sex differences in peer relationship processes: potential trade-offs for the emotional and behavioral development of girls and boys. Psychol. Bull. 2006; 132(1): 98-131. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.1.98
  28. Ringoot A.P., Jansen P.W., Steenweg-de Graaff J., Measelle J.R., van der Ende J., Raat H., et al. Young children’s self-reported emotional, behavioral, and peer problems: the Berkeley Puppet Interview. Psychol. Assess. 2013; 25(4): 1273-85. https://doi.org/10.1037/a0033976

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сетко А.Г., Сетко Н.П., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.