Анализ обращений населения Нижегородской области в территориальный орган управления здравоохранением в период пандемии коронавирусной инфекции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. Обращения населения служат важным индикатором реализации прав пациента, в связи с чем Министерство здравоохранения Нижегородской области уделяет большое внимание анализу их причин.

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния пандемии COVID-19 на количество и причины письменных обращений населения в территориальный орган управления здравоохранением Нижегородской области по поводу оказанной медицинской помощи.

Материалы и методы. Материалами стали 37 898 обращений граждан в 2019–2021 гг.

Результаты. Количество письменных обращений в 2109 г. составило 4916, в 2020 г. — 14 832, в 2021 г. — 18 150. Доля жалоб в структуре обращений снизилась с 10,5 ± 0,4% в 2019 г. до 6,0 ± 0,2% в 2020 г. и 4,6 ± 0,2% в 2021 г. Среди причин написания жалоб выделены: качество медицинской помощи (32,9 ± 2,1% в 2019 г., 34,2 ± 1,6% в 2020 г., 22,6 ± 1,4% в 2021 г.); отказ от оказания медицинской помощи (20,5 ± 1,8% в 2019 г., до 15,7% ± 1,2% в 2020 г. и 11,5 ± 1,1% в 2021 г.); нарушения этики и деонтологии (18,8 ± 1,7% в 2019 г., 15,8 ± 1,6% в 2020 г. и 15,3 ± 1,2% в 2021 г.); проблемы с доступностью медицинской помощи (12,0 ± 1,4% в 2019 г., 15,2 ± 1,2% в 2020 г., 19,2 ± 1,4% в 2021 г.).

Ограничения исследований. Исключались повторные обращения.

Заключение. Пример Нижегородской области показывает, что открытость Министерства здравоохранения, формирование каналов обратной связи с пациентами помогает эффективно мобилизовать ресурсы для оперативного решения вопросов обеспечения населения медицинской помощью в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.

Соблюдение этических стандартов. Проведение научного исследования одобрено Локальным этическим комитетом ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России (протокол № 13 от 29.12.2023).

Участие авторов:
Мелик-Гусейнов Д.В. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста;
Романова Т.Е. — написание текста, статистическая обработка данных, редактирование;
Абаева О.П. — подбор литературных источников, статистическая обработка данных, оформление.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Поступила 24.04.2023 / Поступила после доработки 30.11.2023 / Принята к печати/ 19.03.2024 / Опубликована 06.11.2024

Об авторах

Давид Валерьевич Мелик-Гусейнов

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Email: mgdv@nobl.ru
ORCID iD: 0009-0000-5235-4917

Канд. фарм. наук, зам. губернатора Нижегородской области, Министр здравоохранения Нижегородской области, Минздрав Нижегородской области, 603082, Нижний Новгород, Россия

e-mail: mgdv@nobl.ru

Татьяна Евгеньевна Романова

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: romanova_te@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6328-079X

Канд. мед. наук, зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603005, Нижний Новгород, Россия

e-mail: romanova_te@mail.ru

Ольга Петровна Абаева

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства

Автор, ответственный за переписку.
Email: abaevaop@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7403-7744

Доктор мед. наук, доцент, профессор каф. социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия; зам. директора по науке и профессиональной подготовке ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, 603001, Нижний Новгород, Россия

e-mail: abaevaop@inbox.ru

Список литературы

  1. Бузин В.Н., Михайлова Ю.В., Чухриенко И.Ю., Бузина Т.С., Шикина И.Б., Михайлов А.Ю. Российское здравоохранение глазами населения: динамика удовлетворенности за последние 14 лет (2006–2019): обзор социологических исследований. Профилактическая медицина. 2020; 23(3): 42–7. https://doi.org/10.17116/profmed20202303142 https://elibrary.ru/goteeh
  2. Табашникова О.Л., Бадло С.В. Обращения пациентов как индикатор необходимости развития пациент-ориентированного подхода в здравоохранении (Кемеровская область – Кузбасс). Практический маркетинг. 2022; (8): 18–26. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2022-8305-18-26
  3. Гарина И.Б., Плутницкий А.Н., Гуров А.Н. Основные направления анализа причин неудовлетворенности населения медицинской помощью на основе обращений граждан и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Менеджер здравоохранения. 2017; (10): 13–23. https://elibrary.ru/zwjkax
  4. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю., Щель-ина Н.Ю. Удовлетворенность пациента как один из критериев качества акушерско-гинекологической помощи (по результатам анализа письменных обращений населения г. Н. Новгорода). Акушерство и гинекология. 2013; (7): 67–71. https://elibrary.ru/rfkypd
  5. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Егорова Т.В. Значение работы с письменными обращениями населения в территориальный орган управления здравоохранением в оценке организационно-правового обеспечения отрасли. Проблемы управления здравоохранением. 2007; (4): 29–32. https://elibrary.ru/ibspcf
  6. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Вяткина Н.Ю. Восприятие пандемии COVID-19 жителями Москвы. Социологические исследования. 2020; (7): 138–43. https://doi.org/10.31857/S013216250009481-2 https://elibrary.ru/tslsrr
  7. Reshetnikov A., Prisyazhnaya N., Steger F., Pavlov S.V., Vyatkina N. Features of social behavior and awareness of Moscow residents about the COVID-19 at the beginning of the pandemic. Social Sciences. 2023; 12: 25. https://doi.org/10.3390/socsci12010025
  8. Онищенко Г.Г., Борисевич С.В. Анализ проводимых в российской федерации противоэпидемических мероприятий в условиях пандемии COVID-19. Вестник Российской академии медицинских наук. 2022; 77(3): 172–80. https://doi.org/10.15690/vramn2013 https://elibrary.ru/wvuybp
  9. Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш., Зубко А.В. Оценка жителями Российской Федерации своего здоровья и условий получения медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2022; (8): 25–38. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2022-8-25-38 https://elibrary.ru/yhfnvp
  10. Reshetnikov A., Frolova I., Abaeva O., Prisyazhnaya N., Romanova T., Romanov S., et al. Accessibility and quality of medical care for patients with chronic noncommunicable diseases during COVID-19 pandemic. NPJ Prim. Care Respir Med. 2023; 33(1): 14. https://doi.org/10.1038/s41533-023-00328-9
  11. Решетников А.В., Айвазян Ш.Г., Присяжная Н.В. Роль участкового врача во мнениях молодых и опытных профессионалов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020; (2): 331–46. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.764 https://elibrary.ru/ggzgcr
  12. Бузин В.Н., Салагай О.О., Сон И.М. Эффективность системы российского здравоохранения в период эпидемии COVID-19: мнение населения. Профилактическая медицина. 2021; 24(2): 7–13. https://doi.org/10.17116/profmed2021240217 https://elibrary.ru/uzillc
  13. Borscheva N.L., Fedorova Y.V., Mityaeva N.V., Gerchikova E.Z., Fedorov E.A. The use of telemedicine services to improve the quality of medical care in Russia. Quality-Access to Success. 2021; 22(181): 124–8. https://elibrary.ru/ydfrij
  14. Липатов К.С., Заречнова Н.В., Липатов Д.К. Формирование модели взаимоотношения в системе «врач-пациент» при лечении осложнений коронавирусной инфекции нового типа COVID-19. Главврач. 2020; (11): 44–50. https://doi.org/10.33920/med-03-2011-03 https://elibrary.ru/hnxldw

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© , 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.