Анализ обращений населения Нижегородской области в территориальный орган управления здравоохранением в период пандемии коронавирусной инфекции
- Авторы: Мелик-Гусейнов Д.В.1, Романова Т.Е.2, Абаева О.П.3,4
-
Учреждения:
- Министерство здравоохранения Нижегородской области
- ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
- ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства
- Выпуск: Том 68, № 5 (2024)
- Страницы: 379-384
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Статья получена: 14.01.2025
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/0044-197X/article/view/646194
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-379-384
- EDN: https://elibrary.ru/oqzrih
- ID: 646194
Цитировать
Аннотация
Введение. Обращения населения служат важным индикатором реализации прав пациента, в связи с чем Министерство здравоохранения Нижегородской области уделяет большое внимание анализу их причин.
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния пандемии COVID-19 на количество и причины письменных обращений населения в территориальный орган управления здравоохранением Нижегородской области по поводу оказанной медицинской помощи.
Материалы и методы. Материалами стали 37 898 обращений граждан в 2019–2021 гг.
Результаты. Количество письменных обращений в 2109 г. составило 4916, в 2020 г. — 14 832, в 2021 г. — 18 150. Доля жалоб в структуре обращений снизилась с 10,5 ± 0,4% в 2019 г. до 6,0 ± 0,2% в 2020 г. и 4,6 ± 0,2% в 2021 г. Среди причин написания жалоб выделены: качество медицинской помощи (32,9 ± 2,1% в 2019 г., 34,2 ± 1,6% в 2020 г., 22,6 ± 1,4% в 2021 г.); отказ от оказания медицинской помощи (20,5 ± 1,8% в 2019 г., до 15,7% ± 1,2% в 2020 г. и 11,5 ± 1,1% в 2021 г.); нарушения этики и деонтологии (18,8 ± 1,7% в 2019 г., 15,8 ± 1,6% в 2020 г. и 15,3 ± 1,2% в 2021 г.); проблемы с доступностью медицинской помощи (12,0 ± 1,4% в 2019 г., 15,2 ± 1,2% в 2020 г., 19,2 ± 1,4% в 2021 г.).
Ограничения исследований. Исключались повторные обращения.
Заключение. Пример Нижегородской области показывает, что открытость Министерства здравоохранения, формирование каналов обратной связи с пациентами помогает эффективно мобилизовать ресурсы для оперативного решения вопросов обеспечения населения медицинской помощью в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.
Соблюдение этических стандартов. Проведение научного исследования одобрено Локальным этическим комитетом ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России (протокол № 13 от 29.12.2023).
Участие авторов:
Мелик-Гусейнов Д.В. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста;
Романова Т.Е. — написание текста, статистическая обработка данных, редактирование;
Абаева О.П. — подбор литературных источников, статистическая обработка данных, оформление.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 24.04.2023 / Поступила после доработки 30.11.2023 / Принята к печати/ 19.03.2024 / Опубликована 06.11.2024
Ключевые слова
Об авторах
Давид Валерьевич Мелик-Гусейнов
Министерство здравоохранения Нижегородской области
Email: mgdv@nobl.ru
ORCID iD: 0009-0000-5235-4917
Канд. фарм. наук, зам. губернатора Нижегородской области, Министр здравоохранения Нижегородской области, Минздрав Нижегородской области, 603082, Нижний Новгород, Россия
e-mail: mgdv@nobl.ru
Татьяна Евгеньевна Романова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: romanova_te@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6328-079X
Канд. мед. наук, зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, 603005, Нижний Новгород, Россия
e-mail: romanova_te@mail.ru
Ольга Петровна Абаева
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства
Автор, ответственный за переписку.
Email: abaevaop@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7403-7744
Доктор мед. наук, доцент, профессор каф. социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, Москва, Россия; зам. директора по науке и профессиональной подготовке ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства, 603001, Нижний Новгород, Россия
e-mail: abaevaop@inbox.ru
Список литературы
- Бузин В.Н., Михайлова Ю.В., Чухриенко И.Ю., Бузина Т.С., Шикина И.Б., Михайлов А.Ю. Российское здравоохранение глазами населения: динамика удовлетворенности за последние 14 лет (2006–2019): обзор социологических исследований. Профилактическая медицина. 2020; 23(3): 42–7. https://doi.org/10.17116/profmed20202303142 https://elibrary.ru/goteeh
- Табашникова О.Л., Бадло С.В. Обращения пациентов как индикатор необходимости развития пациент-ориентированного подхода в здравоохранении (Кемеровская область – Кузбасс). Практический маркетинг. 2022; (8): 18–26. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2022-8305-18-26
- Гарина И.Б., Плутницкий А.Н., Гуров А.Н. Основные направления анализа причин неудовлетворенности населения медицинской помощью на основе обращений граждан и независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями. Менеджер здравоохранения. 2017; (10): 13–23. https://elibrary.ru/zwjkax
- Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Филиппов А.Ю., Щель-ина Н.Ю. Удовлетворенность пациента как один из критериев качества акушерско-гинекологической помощи (по результатам анализа письменных обращений населения г. Н. Новгорода). Акушерство и гинекология. 2013; (7): 67–71. https://elibrary.ru/rfkypd
- Филиппов Ю.Н., Абаева О.П., Егорова Т.В. Значение работы с письменными обращениями населения в территориальный орган управления здравоохранением в оценке организационно-правового обеспечения отрасли. Проблемы управления здравоохранением. 2007; (4): 29–32. https://elibrary.ru/ibspcf
- Решетников А.В., Присяжная Н.В., Павлов С.В., Вяткина Н.Ю. Восприятие пандемии COVID-19 жителями Москвы. Социологические исследования. 2020; (7): 138–43. https://doi.org/10.31857/S013216250009481-2 https://elibrary.ru/tslsrr
- Reshetnikov A., Prisyazhnaya N., Steger F., Pavlov S.V., Vyatkina N. Features of social behavior and awareness of Moscow residents about the COVID-19 at the beginning of the pandemic. Social Sciences. 2023; 12: 25. https://doi.org/10.3390/socsci12010025
- Онищенко Г.Г., Борисевич С.В. Анализ проводимых в российской федерации противоэпидемических мероприятий в условиях пандемии COVID-19. Вестник Российской академии медицинских наук. 2022; 77(3): 172–80. https://doi.org/10.15690/vramn2013 https://elibrary.ru/wvuybp
- Стародубов В.И., Меньшикова Л.И., Сененко А.Ш., Зубко А.В. Оценка жителями Российской Федерации своего здоровья и условий получения медицинской помощи. Менеджер здравоохранения. 2022; (8): 25–38. https://doi.org/10.21045/1811-0185-2022-8-25-38 https://elibrary.ru/yhfnvp
- Reshetnikov A., Frolova I., Abaeva O., Prisyazhnaya N., Romanova T., Romanov S., et al. Accessibility and quality of medical care for patients with chronic noncommunicable diseases during COVID-19 pandemic. NPJ Prim. Care Respir Med. 2023; 33(1): 14. https://doi.org/10.1038/s41533-023-00328-9
- Решетников А.В., Айвазян Ш.Г., Присяжная Н.В. Роль участкового врача во мнениях молодых и опытных профессионалов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020; (2): 331–46. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.764 https://elibrary.ru/ggzgcr
- Бузин В.Н., Салагай О.О., Сон И.М. Эффективность системы российского здравоохранения в период эпидемии COVID-19: мнение населения. Профилактическая медицина. 2021; 24(2): 7–13. https://doi.org/10.17116/profmed2021240217 https://elibrary.ru/uzillc
- Borscheva N.L., Fedorova Y.V., Mityaeva N.V., Gerchikova E.Z., Fedorov E.A. The use of telemedicine services to improve the quality of medical care in Russia. Quality-Access to Success. 2021; 22(181): 124–8. https://elibrary.ru/ydfrij
- Липатов К.С., Заречнова Н.В., Липатов Д.К. Формирование модели взаимоотношения в системе «врач-пациент» при лечении осложнений коронавирусной инфекции нового типа COVID-19. Главврач. 2020; (11): 44–50. https://doi.org/10.33920/med-03-2011-03 https://elibrary.ru/hnxldw
Дополнительные файлы
