О факторах, влияющих на взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса и эффективность в системе здравоохранения (обзор литературы)
- Авторы: Тимурзиева А.Б.1, Линденбратен А.Л.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
- Выпуск: Том 66, № 4 (2022)
- Страницы: 336-341
- Раздел: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/0044-197X/article/view/638015
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-4-336-341
- ID: 638015
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Повышение эффективности и качества организации медицинской помощи населению является важным аспектом в системе здравоохранения. Особое значение приобретает изучение удовлетворённости всех участников лечебно-диагностического процесса и их взаимодействия при оказании медицинской помощи. В свою очередь, на удовлетворённость пациентов и работников медицинской организации в ходе лечебно-диагностического процесса влияют множество факторов. Достижение максимального уровня удовлетворённости пациентов и работников медицинской организации и качества организации медицинской помощи возможно при соответствующих показателях структуры, процесса и результата, однако оно в наибольшей мере зависит от эффективного взаимодействия между всеми элементами как внутри одной медицинской организации, так и на уровне системы здравоохранения.
Целью представленной работы является анализ отечественного и зарубежного опыта относительно факторов, влияющих на социальную эффективность, удовлетворённость и взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.
Выполнен поиск отечественной и зарубежной литературы по базам данных Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, РИНЦ.
Удовлетворённость сотрудников и пациентов и успешное взаимодействие всех участников лечебно-диагностического процесса положительно влияют на эффективность системы здравоохранения. В соответствии с полученными в ходе анализа результатами отмечено, что факторы, влияющие на взаимодействие сторон лечебно-диагностического процесса, повышение качества организации медицинской помощи и эффективность в системе здравоохранения в целом, взаимосвязаны и подлежат управлению при разработке специальных алгоритмов и стратегии.
Участие авторов:
Тимурзиева А.Б. — концепция, сбор, анализ материала, написание текста;
Линденбратен А.Л. — редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 01.07.2022
Принята в печать 25.07.2022
Опубликована 30.08.2022
Об авторах
Алина Борисовна Тимурзиева
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
Автор, ответственный за переписку.
Email: alinko9977z@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1817-3228
Канд. мед. наук, науч. сотр. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, Москва.
e-mail: alinko9977z@mail.ru
РоссияА. Л. Линденбратен
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-3152-9292
Россия
Список литературы
- Кaлиниченко А.В. Медико-социальная эффективность повышения доступности амбулаторно-поликлинической помощи населению при филиальной системе. Медицина и образование в Сибири. 2012; (6): 1-6.
- Мaртиросян Н.А., Рисoванный С.И., Бoндаренко А.Н., Бoндаренко М.А., Сeферян Н.Ю. Медико-социальная эффективность диспансеризации и восстановительного лечения пациентов после протезирования зубов металлокерамическими протезами. Кубанский научный медицинский вестник. 2015; (1): 85-7. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2015-1-85-87
- Свeтличная Т.Г., Зуева Е.Ю., Вилoва К.Г. Эмоциональный интеллект как инструмент повышения медицинской эффективности здравоохранения. Экoлогия человека. 2014; (10): 54-60.
- Mеsabbah M., Arisha A. Performance management of the public healthcare services in Ireland: a review.Int. J. Health Care Qual. Assur. 2016; 29(2): 209-35. https://doi.org/10.1108/IJHCQA-07-2014-0079
- Гoркун Т.П. Бюджетная и социальная эффективность государственных (муниципальных) услуг в здравоохранении. Менеджмент социальных и экономических систем. 2016; (2): 61-5
- Kеrasidou A. Empathy and efficiency in healthcare at times of austerity. Health Care Anal. 2019; 27(3): 171-84. https://doi.org/10.1007/s10728-019-00373-x
- Fеne F., Serván-Mori E., Ángel Mendoza M., Chivardi C., Reyes-Morales H., Nigenda G. Measuring and analyzing social efficiency in the production of maternal health services in Mexico. Health Policy Plan. 2020; 35(8): 889-99. https://doi.org/10.1093/heapol/czaa055
- Pеrla R.J., Bradbury E., Gunther-Murphy C. Large-scale improvement initiatives in Healthcare: a literature review. J Healthc. Qual. 2013; 35(1): 30-40. https://doi.org/10.1111/j.1945-1474.2011.00164.x
- Buttigiеg S.C., Bezzina F., Xuereb A., Dey P.K. Healthcare supply chain management: Application in the Maltese Healthcare System. Health Serv Manage Res. 2020; 33(2): 55-65. https://doi.org/10.1177/0951484819871003
- Лeвина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом. Ижевск; 2016.
- Кaрпович А.В., Хадикова Е.А. Стиль управления как социологический критерий оценки эффективности врача-руководителя. Биоэтика. 2011; (1): 45-6.
- Шилoва Л.С. Трансформация условий профессиональной деятельности врачей в процессе оптимизации здравоохранения. Часть 2. Социологическая наука и социальная практика. 2019; 7(2): 117-31. https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6413
- Поройский С.В., Доника А.Д., Еремина М.В. Социально-психологические установки врача додипломной стадии профессионализации в контексте готовности к деятельности в условиях экстремальных ситуаций. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2016; (2): 15-7.
- Гафaрова Н.В. Влияние личностных особенностей на социальную и профессиональную дезадаптацию на примере исследования медицинских работников. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011; (42): 84-90.
- Дoника А.Д. Современные тенденции исследований проблемы профессиогенеза на модели медицинских специальностей. Экология человека. 2017; 24(2): 52-7. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2017-2-52-57
- Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; 23(2): 34-8.
- Freibеrg A., Horvath K., Hahne T.M., Drössler S., Kämpf D., Spura A., et al. Impact of wearing face masks in public to prevent infectious diseases on the psychosocial development in children and adolescents: a systematic review. Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2021; 64(12): 1592-602. https://doi.org/10.1007/s00103-021-03443-5 (in German)
- Mаrler H., Ditton A. “I’m smiling back at you”: Exploring the impact of mask wearing on communication in healthcare.Int. J. Lang.Commun. Disord. 2021; 56(1): 205-14. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12578
- Reeves S., Pelone F., Harrison R., Goldman J., Zwarenstein M.Interprofessional collaboration to improve professional practice and healthcare outcomes. Cochrane Database Syst. Rev. 2017; 6(6): CD000072. https://doi.org/10.1002/14651858.CD000072.pub3
- Tоscano F., O’Donnell E., Broderick J.E., May M., Tucker P., Unruh M.A., et al. How physicians spend their work time: an ecological momentary assessment. J. Gen.Intern. Med. 2020; 35(11): 3166-72. https://doi.org/10.1007/s11606-020-06087-4
- Koshоva S.P., Krut A.H. Characteristics of stress resistance and adaptive potential in the training of doctors in the system of postgraduate education. Wiad. Lek. 2018; 71(7): 1379-84. (in Ukrainian)
- Cogin J.A., Ng J.L., Lee I. Controlling healthcare professionals: how human resource management influences job attitudes and operational efficiency. Hum. Resour. Health. 2016; 14(1): 55. https://doi.org/10.1186/s12960-016-0149-0
- Shanafelt T.D., Hasan O., Dyrbye L.N., Sinsky C., Satele D., Sloan J., et al. Changes in burnout and satisfaction with work-life balance in physicians and the general US working population between 2011 and 2014. Mayo Clin. Proc. 2015; 90(12): 1600-13. https://doi.org/10.1016/j.mayocp.2015.08.023
- Slаvin S. Preventing physician burnout: satisfaction or something more? Isr. J. Health Policy Res. 2019; 8(1): 34. https://doi.org/10.1186/s13584-019-0303-y
- Wоjcik B.E., Stein C.R., Guerrero K., Hosek B.J., Humphrey R.J., Soderdahl D.W. Army physician career satisfaction based on a medical corps survey. Mil. Med. 2020; 185(7-8): e1200-8. https://doi.org/10.1093/milmed/usz480
- Krеhnbrink M., Patel K., Byerley J., Tarantino H., Peyser B., Payne L., et al. Physician preceptor satisfaction and productivity across curricula: a comparison between longitudinal integrated clerkships and traditional block rotations. Teach. Learn. Med. 2020; 32(2): 176-83. https://doi.org/10.1080/10401334.2019.1687304
- Brаuer S.G., Yoon J.D., Curlin F.A. Physician satisfaction in treating medically unexplained symptoms. South. Med. J. 2017; 110(5): 386-91. https://doi.org/10.14423/SMJ.0000000000000643
- Алимбаев А.А., Битенова Б.С., Есенбекова Т.И. Методика оценки социальной и экономической эффективности цифровизации системы здравоохранения. Экономика: стратегия и практика. 2020; 15(3): 25-37
- Deliberato R.O., Rocha L.L., Lima A.H., Santiago C.R., Terra J.C., Dagan A., et al. Physician satisfaction with a multi-platform digital scheduling system. PLoS One. 2017; 12(3): e0174127. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0174127
- Botbol R., Truong M.K., Schmid T. Strategies to improve physician satisfaction and well-being in 2018. Rev. Med. Suisse. 2018; 14(620): 1690-4. (in French)
- Gоdillot C., Jendoubi F., Konstantinou M.P., Poncet M., Bergeron A., Gallini A., et al. How to assess patient satisfaction regarding physician interaction: A systematic review. Dermatol. Ther. 2021; 34(2): e14702. https://doi.org/10.1111/dth.14702
- Świątoniowska-Lonc N., Polański J., Tański W., Jankowska-Polańska B. Impact of satisfaction with physician-patient communication on self-care and adherence in patients with hypertension: cross-sectional study. BMC Health Serv. Res. 2020; 20(1): 1046. https://doi.org/10.1186/s12913-020-05912-0
- Tоо A., Gatien C., Cormier S. Treatment satisfaction mediates the association between perceived physician empathy and psychological distress in a community sample of individuals with chronic pain. Patient Education Counts. 2021; 104(5): 1213-21. https://doi.org/10.1016/j.pec.2020.09.004.
- Lappé K.L., Raaum S.E., Ciarkowski C.E., Reddy S.P., Johnson S.A. Impact of hospitalist team structure on patient-reported satisfaction with physician performance. J. Gen.Intern. Med. 2020; 35(9): 2668-74. https://doi.org/10.1007/s11606-020-05775-5
- Shаrp B., Johnson J., Hamedani A.G., Hakes E.B., Patterson B.W. What are we measuring? Evaluating physician-specific satisfaction scores between emergency departments. West. J. Emerg. Med. 2019; 20(3): 454-9. https://doi.org/10.5811/westjem.2019.4.41040
- Rubеrton P.M., Huynh H.P., Miller T.A., Kruse E., Chancellor J., Lyubomirsky S. The relationship between physician humility, physician-patient communication, and patient health. Patient Educ. Couns. 2016; 99(7): 1138-45. https://doi.org/10.1016/j.pec.2016.01.012
- Manzооr F., Wei L., Hussain A., Asif M., Shah S.I.A. Patient satisfaction with health care services; An application of physician’s behavior as a moderator.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 16(18): 3318. https://doi.org/10.3390/ijerph16183318
- Thinh D.H.Q., Sriraj W., Mansor M., Tan K.H., Irawan C., Kurnianda J., et al. Patient and physician satisfaction with analgesic treatment: findings from the analgesic treatment for cancer pain in Southeast Asia (ACE) study. Pain Res. Manag. 2018; 2018: 2193710. https://doi.org/10.1155/2018/2193710
- Lеоn Guerrero C.R., Anderson T., Zazulia A.R. Education research: Physician identification and patient satisfaction on an academic neurology inpatient service. Neurology. 2018; 90(7): e632-6. https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000004961
- Gаvurova B., Dvorsky J., Popesko B. Patient satisfaction determinants of inpatient healthcare.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(21): 11337. https://doi.org/10.3390/ijerph182111337
- Chаe W., Kim J., Park E.C., Jang S.I.Comparison of patient satisfaction in inpatient care provided by hospitalists and nonhospitalists in South Korea.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(15): 8101. https://doi.org/10.3390/ijerph18158101
- Tаylor F., Ogidi J., Chauhan R., Ladva Z., Brearley S., Drennan V.M.Introducing physician associates to hospital patients: Development and feasibility testing of a patient experience-based intervention. Health Expect. 2021; 24(1): 77-86. https://doi.org/10.1111/hex.13149
- Kippenbrock T., Emory J., Lee P., Odell E., Buron B., Morrison B. A national survey of nurse practitioners’ patient satisfaction outcomes. Nurs. Outlook. 2019; 67(6): 707-12. https://doi.org/10.1016/j.outlook.2019.04.010
Дополнительные файлы
