Risk factors and psychoemotional features, influencing the development of cardiovascular diseases and cardiovascular risk of fatal events among workers of railway transport with arterial hypertension



Cite item

Full Text

Abstract

Purpose - to analyze the risk factors and psychoemotional features influencing the development of cardiovascular disease (CVD), to assess the cardiovascular risk of fatal events among workers of railway transport with arterial hypertension (AH). Materials and methods. The study includes the railway workers: 50 patients with AH, 45 with cardiovascular risk factors but without AH and 20 healthy volunteers. We evaluate the level of blood pressure (BP) at home and in the office, anthropometrical indicators, levels of total cholesterol and glucose in blood plasma with an empty stomach, the patient's anamnesis: family history, smoking status, were studied. Estimate of 10-year risk of death from CVD in individuals without clinical manifestations of atherosclerosis 40 years and older is carried out according to the SCORE scale. Assessment of anxiety and depressive disorders is conducted using the scale of personal and situational anxiety Spielberg-Hanina and the scale of depression of Beck. Results. The basic clinical and laboratory data from patients shows a significant (p<0.05) increase at home and in the office BP. Among traditional risk factors for CVD in the first and second groups burdened heredity, obesity and smoking occurs more often. Among railway workers with AH, it was determined that the moderate risk by the SCORE scale prevails, 10% of the examined patients of the first group have the high risk for a fatal event appearing within 10 years. In the first and second data groups the evaluation of anxiety and depressive disorders are significantly (p<0.05) higher. The higher the level of depression, the higher the level of risk on a scale SCORE is, the correlation coefficient is 0.77 at p<0.05. Relation between anxiety level and performance in office systolic BP was in the first group: the correlation coefficients between situational (r=0.71) and personal (r=0.64) anxiety (p<0.05). Conclusions. The cardiovascular risk of fatal events among workers of a railway transportation with AH is mostly temperate, there are also persons with a high level of risk. The higher the level of depression, the higher level of risk on a scale SCORE is in both groups. The level of anxiety and depressive disorders is significantly higher in comparison with the control group, the railway workers with AH the level of office systolic BP correlates with the level of situational and personal anxiety.

Full Text

Введение В Российской Федерации на первом месте в структуре заболеваемости находятся сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). По данным Росстата в 2000 г. они составляли 10,5%, а в 2010 г. - 14,34% [1]. Артериальная гипертензия (АГ) занимает одно из ведущих мест среди ССЗ [2]. В целом распространенность АГ находится в диапазоне 30-45% общей популяции, с резким возрастанием по мере старения. В условиях преобразований в системе железнодорожного транспорта (ЖДТ) становится очевидной необходимость разработки и внедрения новых подходов к совершенствованию методологии сохранения и укрепления здоровья работающего населения, организационных форм профилактики АГ, оздоровления и восстановительного лечения [3]. Показано, что стресс связан с факторами образа жизни, такими как физическая активность, курение, потребление алкоголя, и повышенной массой тела [4-6], влияние на биологические факторы риска, если таковые имеются, особенно клиническое артериальное давление (АД), липиды крови и глюкозу крови, остается спорным [7-10]. Лица с высоким уровнем психоэмоционального напряжения на рабочем месте, в первую очередь машинисты и их помощники, по ССЗ занимают 1-е место среди работников ЖДТ [11]. Факторы риска у работников ЖДТ оказывают неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему [12, 13]. При обследовании контингентов, имеющих повышенный риск ССЗ, необходимо использовать профилактические программы для снижения сердечно-сосудистой заболеваемости [14]. Изложенные данные определяют актуальность данного исследования у работников ЖДТ. Цель исследования - проанализировать факторы риска и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие ССЗ и оценить сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников ЖДТ с АГ. Материалы и методы В исследование были включены работники ЖДТ (работники локомотивных бригад): мужчины 20-59 лет. Все обследованные были разделены на 2 группы: 1-ю группу (n=50, средний возраст 49±7 лет) составили работники ЖДТ с АГ 1 и 2-й степени (гипертоническая болезнь I и II стадии). Вторая группа - это работники ЖДТ с наличием факторов риска, не имеющие АГ (n=45, средний возраст 44±9 лет), учитывались пациенты, имеющие хотя бы один фактор сердечно-сосудистого риска. В контрольную группу вошли 20 практически здоровых добровольцев в возрасте 38±8 лет. Критерии исключения: острый инфаркт миокарда, стенокардия напряжения III-IV функционального класса, хроническая сердечная недостаточность III-IV функционального класса, пороки сердца, нарушения сердечного ритма, а также фибрилляция и трепетание предсердий, врожденные и приобретенные пороки сердца, заболевания бронхолегочной системы, почечная или печеночная недостаточность, онкологические заболевания, отказ от участия в исследовании. Для определения факторов риска ССЗ определяли уровень АД (по показателям домашнего мониторирования и офисного АД) согласно рекомендациям Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) по диагностике и лечению АГ от 2013 г. [2]. Изучались антропометрические показатели (индекс массы тела - ИМТ) - для выявления избыточной массы тела и ожирения, показатели общего холестерина, глюкозы плазмы крови натощак, учитывались анамнестические данные: отягощенная наследственность, статус курения. Оценка 10-летнего риска смерти от ССЗ у лиц без клинических проявлений атеросклероза 40 лет и старше проводилась по шкале SCORE (Systematic COronary Risk Evaluation) для стран с высоким риском, для лиц моложе 40 лет оценивался риск по шкале оценки относительного риска развития сердечно-сосудистых осложнений для лиц моложе 40 лет [15]. Оценка тревожно-депрессивных расстройств проводилась с использованием шкалы личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина и шкалы депрессии Бека. Все обследуемые подписывали информированное согласие на участие в исследовании. Обследуемые 1-й группы принимали антигипертензивную терапию в виде ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, диуретиков и их комбинации по показаниям. У пациентов, получавших гипотензивную терапию, степень АГ устанавливали на основании клинической истории, уровней АД в период наблюдения. Прием гиполипидемических препаратов в 1 и 2-й группах на момент исследования не регистрировался. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы StatSoft Statistica 7, уровень значимости был принят при p<0,05. Непрерывные величины представлены в виде средней (M) и стандартного отклонения (SD), качественные характеристики выражены в абсолютных и процентных значениях. Оценка корреляционных связей между парами количественных признаков осуществлялась с использованием непараметрического коэффициента Спирмана, уровень значимости был принят при p<0,05. Результаты Полученные основные клинические и лабораторные данные у обследованных пациентов (табл. 1) демонстрируют значимое (р<0,05) увеличение показателей домашнего и офисного АД, а также ИМТ у работников ЖДТ с АГ в сравнении с контрольной группой. У лиц с факторами риска, но без АГ данные показатели значимо не отличались от контрольной группы. Среди традиционных факторов риска ССЗ в 1 и 2-й группах чаще всего встречались отягощенная наследственность, ожирение и курение (рис. 1). У работников ЖДТ старше 40 лет в 1 и 2-й группах был спрогнозирован 10-летний риск развития фатальных событий по шкале SCORE (рис. 2). Среди работников ЖДТ с АГ было определено, что преобладает умеренный риск. Высокий риск развития фатальных событий в течение 10 лет имеют 10% обследованных 1-й группы. У работников ЖДТ без АГ, но с наличием факторов риска ССЗ низкий и умеренный риски по шкале SCORE регистрировались у 66 и 34% обследованных соответственно. Среди лиц моложе 40 лет оценивался относительный риск развития сердечно-сосудистых осложнений. У работников ЖДТ моложе 40 лет в 1 и 2-й исследуемых группах (всего 16 из 95 обследованных) было определено, что умеренный риск составил 69%, низкий риск развития сердечно-сосудистых осложнений составил 11%. По данным опросников Бека и Спилбергера-Ханина были выявлены значимые (р<0,05) различия. В 1 и 2-й группах данные оценки тревожно-депрессивных расстройств были значимо выше в обеих группах, как по уровню депрессивных расстройств, так и по уровням ситуативной и личностной тревожности (табл. 2). При корреляционном анализе у всех обследуемых 1 и 2-й групп работников ЖДТ была выявлена взаимосвязь между уровнем депрессии и уровнем риска по шкале SCORE: чем выше уровень депрессии, тем выше уровень риска по шкале SCORE, при этом коэффициент корреляции составил 0,77 при p<0,05. Среди работников ЖДТ с АГ также выявлены взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями офисного систолического АД (САД): положительная корреляционная связь между уровнем ситуативной (r=0,71) и личностной (r=0,64) тревожности (p<0,05). Обсуждение В ряде проспективных исследований показано, что прогноз развития и течения ССЗ значительно хуже при сочетании нескольких даже умеренно выраженных факторов риска по сравнению с одним высоким фактором риска. Например, исследование РROCAM (PROspective Cardiovascular Münster Study) показало, что сочетание 2 и более факторов риска ССЗ приводит к значительному увеличению количества инцидентов внезапной смерти и инфаркта миокарда (200 случаев среди 1 тыс. больных в течение 8 лет) [16]. По данным исследования Т.С.Алексеева и соавт. (2013 г.) [17], у работников локомотивных бригад, профессии которых связаны с высоким психоэмоциональным напряжением и гиподинамией на рабочем месте, часто встречаются такие факторы риска ССЗ, как курение (56,1%), ожирение (46,9%), гиперхолестеринемия (38,6%), что согласуется с данными нашего исследования. Доказано, что стресс, депрессивные и тревожно-депрессивные расстройства выступают как независимые факторы риска АГ, ишемической болезни сердца и других ССЗ. В 2002 г. в России было проведено первое крупномасштабное эпидемиологическое исследование КОМПАС (Клинико-эпидемиОлогическая програМма изучения деПрессии в практике врАчей общеСоматического профиля) по выявлению распространенности тревожно-депрессивных состояний. В него были включены более 10 500 пациентов из 35 городов России. Результаты показали, что депрессивные состояния разной степени выраженности имеют место почти у 1/2 (46,8%) больных общемедицинской практики, а клинически выраженные расстройства, требующие медикаментозной коррекции, - у 23% пациентов [18]. В работе Е.Ю.Савицкой и соавт. [19] показано, что у работников ЖДТ г. Новосибирска при высоких показателях осведомленности и проводимого гипотензивного лечения контроль АД остается неудовлетворительным. Средние уровни АД и частота АГ коррелируют с увеличением рабочего стресса. В нашем исследовании также показано, что при наличии АГ уровень тревожности и депрессии выше в сравнении с контролем. Следует также отметить, что по данным нашего исследования регистрировались повышенные уровни показателей тревоги и депрессии у лиц без АГ, но с наличием факторов риска ССЗ. Нами продемонстрировано, что уровень депрессии и уровень риска по шкале SCORE прямо коррелируют между собой, т.е. совокупность факторов риска ССЗ (курение, гиперхолестеринемия, повышенный уровень АД, пол, возраст) взаимосвязаны с депрессивными расстройствами. Взаимосвязь факторов риска ССЗ и психоэмоциональных особенностей согласуется с данными метаанализа результатов обследования 47 тыс. человек [20], в котором показано, что стресс на рабочем месте взаимосвязан с повышенным риском по Фремингемской шкале, которая также включает в себя совокупность факторов риска ССЗ. Таким образом, психоэмоциональные особенности могут увеличивать риск ССЗ, воздействуя на несколько факторов риска. В выявлении больных с депрессивными состояниями существенную роль играют не только психиатры, но и врачи общей практики, кардиологи, неврологи. С целью улучшения прогноза заболевания при диспансеризации больных АГ помимо распространенности основных факторов риска в общей популяции лиц железнодорожных специальностей необходимо учитывать и психоэмоциональные (тревожно-депрессивные) особенности. Выводы Среди работников ЖДТ определены наиболее распространенные факторы сердечно-сосудистого риска: отягощенная наследственность, ожирение и курение. У лиц с АГ и без АГ, но при наличии факторов риска выявлено, что уровень тревожно-депрессивных расстройств значимо выше в сравнении с контрольной группой, при этом у работников ЖДТ с АГ уровень офисного САД взаимосвязан с уровнем ситуативной и личностной тревожности. Сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников ЖДТ с АГ преимущественно умеренный, но также встречаются лица с высоким уровнем риска; у работников ЖДТ с наличием факторов риска, но без АГ выявлен не только низкий, но и умеренный риск развития по шкале SCORE. Чем выше уровень депрессии, тем выше уровень риска по шкале SCORE в обеих группах.
×

About the authors

O. A Marsalskaya

Railway Clinical Polyclinic

Email: maroa@yandex.ru
195271, Russian Federation, Saint-Petersburg, ul. Borovaia, d. 55

V. S Nikiforov

I.I.Mechnikov State Northwestern Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation

191015, Russian Federation, Saint Petersburg, ul. Kirochnaia, d. 41

References

  1. Сон И.М., Леонов С.А., Огрызко Е.В. Современные особенности заболеваемости взрослого населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2010; 1: 3-6.
  2. Болезни сердца по Браунвальду: руководство по сердечно - сосудистой медицине. Под ред. П.Либби и др. В 4 т. Т. 1. М.: Рид Элсивер, 2010.
  3. Молодцов Р.Н., Шеметова Г.Н., Орлова Г.Г. Пути оптимизации профилактической работы при сердечно - сосудистой патологии среди работников железнодорожного транспорта. Современные проблемы науки и образования. 2013; 5.
  4. Fransson E.I, Heikkila K, Nyberg S.T et al. Job Strain as a Risk Factor for Leisure - Time Physical Inactivity: An Individual - Participant Meta-Analysis of Up to 170,000 Men and Women: The IPD-Work Consortium. Am J Epidemiol 2012; 176: 1078-89.
  5. Heikkila K, Nyberg S.T, Fransson E.I et al. Job Strain and Tobacco Smoking: An Individual - Participant Data Meta - Analysis of 166 130 Adults in 15 European Studies. PLoS One 2012; 7(7): e35463. doi: 10.1371/journal.pone.0035463
  6. Heikkila K, Nyberg S.T, Fransson E.I et al. Job Strain and Alcohol Intake: A Collaborative Meta - Analysis of Individual - Participant Data from 140 000 Men and Women. PLoS One 2012; 7(7): e40101. doi: 10.1371/journal.pone.0040101
  7. Rosenthal T, Alter A. Occupational stress and hypertension. J Am Soc Hypertens 2012; 6: 2.
  8. Mezuk B, Kershaw K.N, Hudson D et al. Job Strain, Workplace Discrimination, and Hypertension among Older Workers: The Health and Retirement Study. Race Soc Probl 2011; 3: 38-50.
  9. Cosgrove M.P, Sargeant L.A, Caleyachetty R et al. Work - related stress and Type 2 diabetes: systematic review and meta - analysis. Occup Med 2012; 62: 167-73.
  10. Heraclides A.M, Chandola T, Witte D.R et al. Work stress, obesity and the risk of type 2 diabetes: gender - specific bidirectional effect in the Whitehall II study. Obesity 2012; 20: 428-33.
  11. Панкова В.Б., Иванов В.К., Кутовой В.С. Медико - социальные аспекты снижения риска развития профессиональных заболеваний и производственного травматизма на железнодорожном транспорте. Гигиена и санитария. 2001; 6: 33-7.
  12. Марсальская О.А., Никифоров В.С. Деформация левого желудочка и левого предсердия у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией // Системные гипертензии. 2015; 12 (4): 18-22.
  13. Марсальская О.А., Никифоров В.С. Изменения диастолической и систолической функции миокарда у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией. Вестн. Национального медико - хирургического центра им. Н.И.Пирогова. 2014; 9 (4): 43-6.
  14. Здравоохранение в России 2011: Стат. сб. Росстат. М., 2011.
  15. Кардиоваскулярная профилактика. Национальные рекомендации. Кардиоваск. терапия и профилактика. 2011; 10 (6; Прил. 2).
  16. Assmann G, Cullen P, Schulte H. The Munster Heart Study (PROCAM). Eur Heart J 1998; 19 (Suppl. A): A2-A11.
  17. Скрипченко А.Е., Огарков М.Ю., Янкин М.Ю. и др. Влияние характера профессиональной деятельности на распространенность факторов риска сердечно - сосудистых заболеваний у работников железнодорожного цеха. Мед. науки. 2013; 5: 236-9.
  18. Оганов Р.Г., Ольбинская Л.И., Смулевич А.Б. и др. Депрессии и расстройства депрессивного спектра в общемедицинской практике. Предварительные результаты программы КОМПАС. Кардиология. 2004; 1: 48-55.
  19. Савицкая Е.Ю., Куделькина Н.А., Малютина С.К. Артериальная гипертензия, «рабочий стресс» и поражение органов - мишеней у железнодорожников, работающих в условиях профессионального риска. Бюллетень СО РАМН. 2010; 30 (6): 41-5.
  20. Nyberg S.T, Fransson E.I, Heikkila K et al. Job Strain and Cardiovascular Disease Risk Factors: Meta - Analysis of Individual - Participant Data from 47,000 Men and Women. PLoS ONE 2013; 8 (6): e67323. doi: 10.1371/journal.pone.0067323.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 64546 от 22.01.2016. 


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies