Otsenka effektivnosti obrazovatel'noy programmy «Shkola gipertonika» na kachestvo zhizni bol'nykh arterial'noy gipertoniey



Cite item

Full Text

Abstract

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ). Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания - от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (KРKA, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю - 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения. Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ - снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического - на 7,6% соответственно (p<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС - на 29,6%, Э - на 27,6%, СА - на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1-группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС - на 34,9%, Э - на 35,2%, СА - на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (p<0,05). Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.

Full Text

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ). Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания - от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (KРKA, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю - 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения. Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ - снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического - на 7,6% соответственно (p<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС - на 29,6%, Э - на 27,6%, СА - на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1-группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС - на 34,9%, Э - на 35,2%, СА - на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (p<0,05). Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.
×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 64546 от 22.01.2016. 


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies