Analiz samootsenki sostoyaniya i stepeni informirovannosti o zabolevanii posle perenesennogo infarkta miokarda

Abstract


При проведении реабилитации больных после инфаркта миокарда (ИМ) необходимо уделять большое внимание вопросам информированности пациентов о своем заболевании. В связи с этим важным фактом явилось исследование самооценки респондентами своего здоровья как критерия качества их жизни. Учет этой особенности важен для повышения эффективности взаимодействия врача и пациента, а также определения тактики проводимых мероприятий.Цель. Обследованы 120 пациентов, проходивших реабилитацию спустя 3-4 нед после ИМ. Оценка функционального состояния, степень информированности о своем заболевании, анализ мотивов проводились по методике медико-социального анкетирования.Результаты. Анализ самооценки, проведенный на основе анкетирования спустя 3 нед после перенесенного ИМ, свидетельствовал, что свыше 70% пациентов оценили свое состояние как удовлетворительное, в то же время 18% - как неудовлетворительное, что соответствует объективным данным обследования. Выяснено, что на профессиональные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, указывают 61,7% пациентов, пониженную мотивацию к ведению здорового образа жизни (отсутствие силы воли) - около 50%, вредные привычки - 85,0%, наконец, отсутствие веры в здоровый образ жизни присуще 15,8% пациентов. Пациенты имели преимущественно низкий уровень информированности о заболевании, а также сниженную мотивацию к самостоятельному поиску соответствующей информации о болезни. Как именно нарушается деятельность сердца после перенесенного ИМ, смогли сообщить лишь пациенты, имеющие медицинское образование, - 5 (6,5%) человек. Выяснено, что для 48,3% наиболее приемлемой формой обучения является беседа с врачом, а 21,6% респондентов отдавали предпочтение чтению популярной медицинской литературы. В 42% случаев пациентов интересовали методы лечения; профилактика заболевания важна была лишь для 17% респондентов; 15% опрошенных хотели бы знать больше о причинах заболевания; 13% - о правилах самоконтроля, режиме дня, физической активности; 8% - о методах диагностики и 3% респондентов ничто не интересует. Анализ обобщенной оценки степени информированности пациентов позволил выделить три подгруппы:адекватно информированные пациенты - 26 (21,6%) человек имели представления о рекомендуемом образе жизни при ишемической болезни сердца;частично информированные - 69 (57,5%) пациентов смогли назвать диагноз, некоторые принимаемые препараты, в общих чертах;неинформированные - 25 (20,9%) пациентов испытывали сложности в припоминании анамнеза, характера проводимой терапии, суть заболевания описывали лишь фрагментарно.Выводы. Полученные результаты подтверждают достаточно низкую мотивацию пациентов к влиянию на течение своего заболевания. Требуется активная психотерапевтическая поддержка пациентов при проведении реабилитационных мероприятий.

Full Text

При проведении реабилитации больных после инфаркта миокарда (ИМ) необходимо уделять большое внимание вопросам информированности пациентов о своем заболевании. В связи с этим важным фактом явилось исследование самооценки респондентами своего здоровья как критерия качества их жизни. Учет этой особенности важен для повышения эффективности взаимодействия врача и пациента, а также опре- деления тактики проводимых мероприятий. Цель. Обследованы 120 пациентов, проходивших реабилитацию спустя 3-4 нед после ИМ. Оценка функционального состояния, степень информированности о своем заболевании, анализ мотивов прово- дились по методике медико-социального анкетирования. Результаты. Анализ самооценки, проведенный на основе анкетирования спустя 3 нед после перенесен- ного ИМ, свидетельствовал, что свыше 70% пациентов оценили свое состояние как удовлетворительное, в то же время 18% - как неудовлетворительное, что соответствует объективным данным обследования. Вы- яснено, что на профессиональные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, указывают 61,7% паци- ентов, пониженную мотивацию к ведению здорового образа жизни (отсутствие силы воли) - около 50%, вредные привычки - 85,0%, наконец, отсутствие веры в здоровый образ жизни присуще 15,8% пациентов. Пациенты имели преимущественно низкий уровень информированности о заболевании, а также снижен- ную мотивацию к самостоятельному поиску соответствующей информации о болезни. Как именно нару- шается деятельность сердца после перенесенного ИМ, смогли сообщить лишь пациенты, имеющие меди- цинское образование, - 5 (6,5%) человек. Выяснено, что для 48,3% наиболее приемлемой формой обучения является беседа с врачом, а 21,6% респондентов отдавали предпочтение чтению популярной медицинской литературы. В 42% случаев пациентов интересовали методы лечения; профилактика заболевания важна бы- ла лишь для 17% респондентов; 15% опрошенных хотели бы знать больше о причинах заболевания; 13% - о правилах самоконтроля, режиме дня, физической активности; 8% - о методах диагностики и 3% респон- дентов ничто не интересует. Анализ обобщенной оценки степени информированности пациентов позво- лил выделить три подгруппы: адекватно информированные пациенты - 26 (21,6%) человек имели представления о рекомендуемом образе жизни при ишемической болезни сердца; частично информированные - 69 (57,5%) пациентов смогли назвать диагноз, некоторые принимаемые препараты, в общих чертах; неинформированные - 25 (20,9%) пациентов испытывали сложности в припоминании анамнеза, харак- тера проводимой терапии, суть заболевания описывали лишь фрагментарно. Выводы. Полученные результаты подтверждают достаточно низкую мотивацию пациентов к влиянию на течение своего заболевания. Требуется активная психотерапевтическая поддержка пациентов при про- ведении реабилитационных мероприятий.

About the authors

D. Yu Zamotaev


Statistics

Views

Abstract - 12

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2013 Zamotaev D.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies