Вклад вербальных обозначений в процессы быстрого картирования и явного кодирования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

С целью изучения роли вербального обозначения в усвоении информации о новых объектах в зависимости от стратегии речевого научения проведено исследование эффективности распознавания новых объектов, изученных с помощью стратегий быстрого картирования и явного кодирования, с учетом глазодвигательной активности. Тридцати двум испытуемым визуально предъявлялись изображения восьми новых плодов растений по восемь раз каждое, которые в 50% случаев аудиально сопровождались уникальным, а в других 50% случаев – общим вербальным обозначением. В качестве проверочного задания использовался зрительный поиск целевого изображения среди дистракторов. Согласно полученным данным, стратегия быстрого картирования позволяла быстрее усваивать новые слова в сравнении с явным кодированием. Обнаружено положительное влияние уникального вербального обозначения новых плодов на выполнение задачи зрительного поиска, причем бóльшая значимость такого обозначения оказалась характерна для быстрого картирования в сравнении с явным кодированием.

Об авторах

Е. И. Перикова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург

М. Г. Филиппова

Санкт-Петербургский государственный университет; Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН

Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург; Россия, Санкт-Петербург

Д. Н. Макарова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург

Д. С. Гнедых

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Гнедых Д.С., Филиппова М.Г., Макарова Д.Н., Перикова Е.И. Проблемы и перспективы исследований научения новым словам: быстрое картирование vs явное кодирование. Вестник СПбГУ. Психология. 2022. 12 (4): 527–543.
  2. Котов А.А., Котова Т.Н. Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия. Психология. Журнал ВШЭ. 2013. 10 (3): 75–85.
  3. Котов А.А., Жерждева М.Р. Влияние легкости наименования пространственных признаков на научение новым правилам категоризации. Психология. Журн. ВШЭ. 2020. 17 (1): 145–155.
  4. Походай М.Ю., Бермудес-Маргаретто Б., Штыров Ю.Ю., Мячиков А.В. Методика айтрекинга в психолингвистике и параллельная регистрация с ЭЭГ. Журн. высш. нерв. деят. им. И.П.Павлова. 2022. 72 (5): 609–622.
  5. Щербакова О.В., Кирсанов А.С., Филиппова М.Г., Перикова Е. И., Благовещенский Е.Д., Штыров Ю.Ю. Эксплицитное и имплицитное усвоение новых слов: поведенческие корреляты и нейрофизиологические механизмы. Щербакова О.В. От слова – к репрезентации. Нейрокогнитивные основы вербального научения. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 22–96.
  6. Atir-Sharon T., Gilboa A., Hazan H., Koilis E., Manevitz L.M. Decoding the formation of new semantics: MVPA investigation of rapid neocortical plasticity during associative encoding through fast mapping. Neural Plast. 2015. 804385.
  7. Axelsson E.L., Swinton J., Jiang I.Y., Parker E.V., Horst J.S. Prior Exposure and Toddlers’ Sleep-Related Memory for Novel Words. Brain Sci. 2021. 11 (10): 1366.
  8. Cesana-Arlotti N. Precursors of logical reasoning in preverbal human infants Science. 2018. 359 (6381): 1263–1266.
  9. Chen S., Wang Y., Yan W. More Stable Memory Retention of Novel Words Learned from Fast Mapping than from Explicit Encoding. J Psycholinguist Res. 2022.
  10. Chung H., Yim D. Quick Incidental Learning of Words by Children with and without Specific Language Impairment: An Eye-tracking Study. Commun Sci Disord. 2020. 25 (3): 499–516.
  11. Cooper E., Greve A., Henson R.N. Investigating fast mapping task components: No evidence for the role of semantic referent nor semantic inference in healthy adults. Front. Psychol. 2019. 10: 394.
  12. Coutanche M.N., Thompson-Schill S.L. Fast mapping rapidly integrates information into existing memory networks. J. Exp. Psychol. 2014. 143 (6): 2296–2303.
  13. Ellis E.M., Borovsky A., Elman J.L., Evans J.L. Novel word learning: An eye-tracking study. Are 18-month-old late talkers really different from their typical peers? J. Commun. Disord. 2015. 58: 143–157.
  14. Feiman R., Mody Sh., Carey S. The development of reasoning by exclusion in infancy. Cogn. Psychol. 2022. 135: 101473.
  15. Forder L., Lupyan G. Hearing words changes color perception: Facilitation of color discrimination by verbal and visual cues. J Exp Psychol Gen. 2019. 148 (7): 1105.
  16. Greve A., Cooper E., Henson R.N. No evidence that “fast-mapping” benefits novel learning in healthy older adults. Neuropsychologia. 2014. 60: 52–59.
  17. Grigoroglou M., Chan S., Ganea P.A. Toddlers’ understanding and use of verbal negation in inferential reasoning search tasks. J. Exp. Child Psychol. 2019. 183: 222–241.
  18. Halberda J. Is this a dax which I see before me? Use of the logical argument disjunctive syllogism supports word-learning in children and adults. Cogn Psychol. 2006. 53 (4): 310–344.
  19. Hill A., Collier-Baker E., Suddendorf T. Inferential reasoning by exclusion in children (Homo sapiens). J. Comp. Psychol. 2012. 126 (3): 243–254.
  20. Li C., Hu Z., Yang J. Rapid acquisition through fast mapping: stable memory over time and role of prior knowledge. Learning & Memory. 2020. 27 (5): 177–189.
  21. Mason R.S., Bass L.A. Just Ask Me Again: An Analysis of Receptive Vocabulary Performance of Children from Low-Income Environments. EE & D. 2020. 31 (6): 910–926.
  22. Medina T.N., Snedeker J., Trueswell J.C., Gleitman L.R. How words can and cannot be learned by observation. PNAS. 2011. 108 (22): 9014–9019.
  23. Merhav M., Karni A., Gilboa A. Not all declarative memories are created equal: Fast mapping as a direct route to cortical declarative representations. NeuroImage. 2015. 117: P. 80–92.
  24. Mervis C.B., Bertrand J. Acquisition of the Novel Name-Nameless Category (N3C) Principle. Child Development. 1994. 65 (6): 1646.
  25. Mody S., Carey S. The emergence of reasoning by the disjunctive syllogism in early childhood. Cognition. 2016. 154: 40–48.
  26. Morozov M.I. How the strength of the link between an object and its category label influences visual search performance. The Russian J Cogn Sci. 2017. 4 (4): 22–28.
  27. Perikova E., Blagovechtchenski E., Filippova M., Shcherbakova O., Kirsanov A., Shtyrov Y. Anodal tDCS over Broca’s area improves fast mapping and explicit encoding of novel vocabulary. Neuropsychologia. 2022. 168: 108156.
  28. Repnik K.R. Not this, but that.' Exploring disambiguation in the context of multilingual word learning, 2021. PhD thesis. 240 p. https://era.ed.ac.uk/bitstream/handle/1842/37808/Repnik2021.pdf?seque-nce=1&isAllowed=y
  29. Shtyrov Y., Filippova M., Blagovechtchenski E., Kirsanov A., Nikiforova E., Shcherbakova O. Electrophysiological evidence of dissociation between explicit encoding and fast mapping of novel spoken words. Front. Psychol. 2021. 12: 571673.
  30. Shtyrov Y., Filippova M., Perikova E., Kirsanov A., Shcherbakova O., Blagovechtchenski E. Explicit encoding vs. fast mapping of novel spoken words: Electrophysiological and behavioural evidence of diverging mechanisms. Neuropsychologia. 2022. 172: 108268.
  31. Souza A.S., Overkott C., Matyja M. Categorical distinctiveness constrains the labeling benefit in visual working memory. J Mem Lang. 2021. 119: 104242.
  32. Ting Siok W., Kay P., Wang W.S.Y., Chan A.H.D., Chen L., Luke K.-K., Hai Tan L. Language regions of brain are operative in color perception. PNAS. 2009. 106 (20): 8140–8145.
  33. Trueswell J.C., Medina T.N., Hafri A., Gleitman L.R. Propose but verify: Fast mapping meets cross-situational word learning. Cogn Psychol. 2013. 66 (1): 126–156.
  34. Vales C., Smith L.B. Words, shape, visual search and visual working memory in 3-year-old children. Developmental Science. 2015. 18 (1): 65–79.
  35. Vasilyeva M.J., Knyazeva V.M., Aleksandrov A.A., Shtyrov Y. Neurophysiological correlates of fast mapping of novel words in the adult brain. Frontiers in Human Neuroscience. 2019. 13 (304).
  36. Warren D.E., Duff M.C. Not so fast: Hippocampal amnesia slows word learning despite successful fast mapping. Hippocampus. 2014. 24 (8): 920–953.
  37. Warren D.E., Tranel D., Duff M.C. Impaired acquisition of new words after left temporal lobectomy despite normal fast-mapping behavior. Neuropsychologia. 2016. 80: 165–175.
  38. Winawer J., Witthoft N., Frank M.C., Wu L., Wade A.R., Boroditsky L. Russian blues reveal effects of language on color discrimination. PNAS, Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2007. 104 (19): 7780–7785.
  39. Wochna K.L., Juhasz B.J. Context length and reading novel words: an eye-movement investigation. Br. J. Psychol. 2013. 104 (3): 347–363.

Дополнительные файлы


© Е.И. Перикова, М.Г. Филиппова, Д.Н. Макарова, Д.С. Гнедых, 2023