Вклад вербальных обозначений в процессы быстрого картирования и явного кодирования
- Авторы: Перикова Е.И.1, Филиппова М.Г.1,2, Макарова Д.Н.1, Гнедых Д.С.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН
- Выпуск: Том 73, № 6 (2023)
- Страницы: 749-763
- Раздел: ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (КОГНИТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/0044-4677/article/view/652003
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0044467723060060
- EDN: https://elibrary.ru/ZQXBWD
- ID: 652003
Цитировать
Аннотация
С целью изучения роли вербального обозначения в усвоении информации о новых объектах в зависимости от стратегии речевого научения проведено исследование эффективности распознавания новых объектов, изученных с помощью стратегий быстрого картирования и явного кодирования, с учетом глазодвигательной активности. Тридцати двум испытуемым визуально предъявлялись изображения восьми новых плодов растений по восемь раз каждое, которые в 50% случаев аудиально сопровождались уникальным, а в других 50% случаев – общим вербальным обозначением. В качестве проверочного задания использовался зрительный поиск целевого изображения среди дистракторов. Согласно полученным данным, стратегия быстрого картирования позволяла быстрее усваивать новые слова в сравнении с явным кодированием. Обнаружено положительное влияние уникального вербального обозначения новых плодов на выполнение задачи зрительного поиска, причем бóльшая значимость такого обозначения оказалась характерна для быстрого картирования в сравнении с явным кодированием.
Об авторах
Е. И. Перикова
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург
М. Г. Филиппова
Санкт-Петербургский государственный университет; Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН
Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург; Россия, Санкт-Петербург
Д. Н. Макарова
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург
Д. С. Гнедых
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: e.perikova@spbu.ru
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Гнедых Д.С., Филиппова М.Г., Макарова Д.Н., Перикова Е.И. Проблемы и перспективы исследований научения новым словам: быстрое картирование vs явное кодирование. Вестник СПбГУ. Психология. 2022. 12 (4): 527–543.
- Котов А.А., Котова Т.Н. Произношение имен объектов и категориальный эффект восприятия. Психология. Журнал ВШЭ. 2013. 10 (3): 75–85.
- Котов А.А., Жерждева М.Р. Влияние легкости наименования пространственных признаков на научение новым правилам категоризации. Психология. Журн. ВШЭ. 2020. 17 (1): 145–155.
- Походай М.Ю., Бермудес-Маргаретто Б., Штыров Ю.Ю., Мячиков А.В. Методика айтрекинга в психолингвистике и параллельная регистрация с ЭЭГ. Журн. высш. нерв. деят. им. И.П.Павлова. 2022. 72 (5): 609–622.
- Щербакова О.В., Кирсанов А.С., Филиппова М.Г., Перикова Е. И., Благовещенский Е.Д., Штыров Ю.Ю. Эксплицитное и имплицитное усвоение новых слов: поведенческие корреляты и нейрофизиологические механизмы. Щербакова О.В. От слова – к репрезентации. Нейрокогнитивные основы вербального научения. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 22–96.
- Atir-Sharon T., Gilboa A., Hazan H., Koilis E., Manevitz L.M. Decoding the formation of new semantics: MVPA investigation of rapid neocortical plasticity during associative encoding through fast mapping. Neural Plast. 2015. 804385.
- Axelsson E.L., Swinton J., Jiang I.Y., Parker E.V., Horst J.S. Prior Exposure and Toddlers’ Sleep-Related Memory for Novel Words. Brain Sci. 2021. 11 (10): 1366.
- Cesana-Arlotti N. Precursors of logical reasoning in preverbal human infants Science. 2018. 359 (6381): 1263–1266.
- Chen S., Wang Y., Yan W. More Stable Memory Retention of Novel Words Learned from Fast Mapping than from Explicit Encoding. J Psycholinguist Res. 2022.
- Chung H., Yim D. Quick Incidental Learning of Words by Children with and without Specific Language Impairment: An Eye-tracking Study. Commun Sci Disord. 2020. 25 (3): 499–516.
- Cooper E., Greve A., Henson R.N. Investigating fast mapping task components: No evidence for the role of semantic referent nor semantic inference in healthy adults. Front. Psychol. 2019. 10: 394.
- Coutanche M.N., Thompson-Schill S.L. Fast mapping rapidly integrates information into existing memory networks. J. Exp. Psychol. 2014. 143 (6): 2296–2303.
- Ellis E.M., Borovsky A., Elman J.L., Evans J.L. Novel word learning: An eye-tracking study. Are 18-month-old late talkers really different from their typical peers? J. Commun. Disord. 2015. 58: 143–157.
- Feiman R., Mody Sh., Carey S. The development of reasoning by exclusion in infancy. Cogn. Psychol. 2022. 135: 101473.
- Forder L., Lupyan G. Hearing words changes color perception: Facilitation of color discrimination by verbal and visual cues. J Exp Psychol Gen. 2019. 148 (7): 1105.
- Greve A., Cooper E., Henson R.N. No evidence that “fast-mapping” benefits novel learning in healthy older adults. Neuropsychologia. 2014. 60: 52–59.
- Grigoroglou M., Chan S., Ganea P.A. Toddlers’ understanding and use of verbal negation in inferential reasoning search tasks. J. Exp. Child Psychol. 2019. 183: 222–241.
- Halberda J. Is this a dax which I see before me? Use of the logical argument disjunctive syllogism supports word-learning in children and adults. Cogn Psychol. 2006. 53 (4): 310–344.
- Hill A., Collier-Baker E., Suddendorf T. Inferential reasoning by exclusion in children (Homo sapiens). J. Comp. Psychol. 2012. 126 (3): 243–254.
- Li C., Hu Z., Yang J. Rapid acquisition through fast mapping: stable memory over time and role of prior knowledge. Learning & Memory. 2020. 27 (5): 177–189.
- Mason R.S., Bass L.A. Just Ask Me Again: An Analysis of Receptive Vocabulary Performance of Children from Low-Income Environments. EE & D. 2020. 31 (6): 910–926.
- Medina T.N., Snedeker J., Trueswell J.C., Gleitman L.R. How words can and cannot be learned by observation. PNAS. 2011. 108 (22): 9014–9019.
- Merhav M., Karni A., Gilboa A. Not all declarative memories are created equal: Fast mapping as a direct route to cortical declarative representations. NeuroImage. 2015. 117: P. 80–92.
- Mervis C.B., Bertrand J. Acquisition of the Novel Name-Nameless Category (N3C) Principle. Child Development. 1994. 65 (6): 1646.
- Mody S., Carey S. The emergence of reasoning by the disjunctive syllogism in early childhood. Cognition. 2016. 154: 40–48.
- Morozov M.I. How the strength of the link between an object and its category label influences visual search performance. The Russian J Cogn Sci. 2017. 4 (4): 22–28.
- Perikova E., Blagovechtchenski E., Filippova M., Shcherbakova O., Kirsanov A., Shtyrov Y. Anodal tDCS over Broca’s area improves fast mapping and explicit encoding of novel vocabulary. Neuropsychologia. 2022. 168: 108156.
- Repnik K.R. Not this, but that.' Exploring disambiguation in the context of multilingual word learning, 2021. PhD thesis. 240 p. https://era.ed.ac.uk/bitstream/handle/1842/37808/Repnik2021.pdf?seque-nce=1&isAllowed=y
- Shtyrov Y., Filippova M., Blagovechtchenski E., Kirsanov A., Nikiforova E., Shcherbakova O. Electrophysiological evidence of dissociation between explicit encoding and fast mapping of novel spoken words. Front. Psychol. 2021. 12: 571673.
- Shtyrov Y., Filippova M., Perikova E., Kirsanov A., Shcherbakova O., Blagovechtchenski E. Explicit encoding vs. fast mapping of novel spoken words: Electrophysiological and behavioural evidence of diverging mechanisms. Neuropsychologia. 2022. 172: 108268.
- Souza A.S., Overkott C., Matyja M. Categorical distinctiveness constrains the labeling benefit in visual working memory. J Mem Lang. 2021. 119: 104242.
- Ting Siok W., Kay P., Wang W.S.Y., Chan A.H.D., Chen L., Luke K.-K., Hai Tan L. Language regions of brain are operative in color perception. PNAS. 2009. 106 (20): 8140–8145.
- Trueswell J.C., Medina T.N., Hafri A., Gleitman L.R. Propose but verify: Fast mapping meets cross-situational word learning. Cogn Psychol. 2013. 66 (1): 126–156.
- Vales C., Smith L.B. Words, shape, visual search and visual working memory in 3-year-old children. Developmental Science. 2015. 18 (1): 65–79.
- Vasilyeva M.J., Knyazeva V.M., Aleksandrov A.A., Shtyrov Y. Neurophysiological correlates of fast mapping of novel words in the adult brain. Frontiers in Human Neuroscience. 2019. 13 (304).
- Warren D.E., Duff M.C. Not so fast: Hippocampal amnesia slows word learning despite successful fast mapping. Hippocampus. 2014. 24 (8): 920–953.
- Warren D.E., Tranel D., Duff M.C. Impaired acquisition of new words after left temporal lobectomy despite normal fast-mapping behavior. Neuropsychologia. 2016. 80: 165–175.
- Winawer J., Witthoft N., Frank M.C., Wu L., Wade A.R., Boroditsky L. Russian blues reveal effects of language on color discrimination. PNAS, Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2007. 104 (19): 7780–7785.
- Wochna K.L., Juhasz B.J. Context length and reading novel words: an eye-movement investigation. Br. J. Psychol. 2013. 104 (3): 347–363.
Дополнительные файлы
