Оценка современного уровня цифровизации в процессе подготовки медицинских кадров
- Авторы: Кузнецова О.В.1, Русских С.В.1,2, Тарасенко Е.А.1,2, Москвичева Л.И.3, Горбачева Н.А.1,4, Смбатян С.М.1, Сапрыкин В.П.5, Гавва Р.В.6
-
Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии»
- Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации»
- ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
- Выпуск: Том 68, № 3 (2024)
- Страницы: 234-240
- Раздел: ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/0044-197X/article/view/638115
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-3-234-240
- EDN: https://elibrary.ru/gkeeyd
- ID: 638115
Цитировать
Аннотация
Введение. Широкое использование современных цифровых технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляет новые возможности к оперативному проектированию обучающей среды в соответствии с появлением новых знаний и технологий.
Цель исследования: оценить современный уровень цифровизации непрерывного медицинского образования по мнению участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся), а также потенциал внедрения цифровых технологий в процесс подготовки медицинских кадров.
Материалы и методы. Проведено кросс-секционное анкетирование 252 обучающихся-медиков и 122 преподавателей из организаций медицинского образования Москвы и Московской области, также в рамках качественного социологического анализа в апреле–июне 2023 г. было проведено 10 глубинных интервью с организаторами и экспертами сферы здравоохранения.
Результаты. К цифровым технологиям респондентами (91,0% преподавателей и 87,7% обучающихся) были отнесены средства электронного обучения (электронные библиотеки, программы контроля знаний). Положительное влияние цифровых технологий на качество обучения отмечают 58,2% преподавателей и 65,9% обучающихся. При оценке степени применения цифровых технологий в повседневной практике 95,9% педагогов указали регулярность использования средств цифрового обучения, при этом 69,7% — применяют их постоянно; 61,9% обучающихся ответили, что выберут обычное занятие с педагогом в аудитории и только по 10,3% респондентов остановили свой выбор на онлайн-занятии или самостоятельном обучении по электронным программам.
Ограничения исследований. В исследование были взяты респонденты из двух регионов Москвы и Московской области, в дальнейшем планируется изучение оценки современного уровня цифровизации непрерывного медицинского образования по всем регионам Российской Федерации.
Заключение. Проведённые исследования показали, что цифровизация довольно широко вошла в профессиональное медицинское образование, обучающие положительно относятся к применению цифровых технологий, но и не собираются отказываться от традиционных методов обучения. Подготовка медицинских кадров с использованием современных технологий крайне важна для повышения качества медицинской детерминанты общественного здоровья.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено Межвузовским комитетом по этике г. Москвы (протокол № 4 от 13.04.2023). Все рецензенты подписывали информированное согласие на участие в исследовании.
Участие авторов:
Кузнецова О.В. — концепция и дизайн исследования, разработка дизайна исследования, анализ и интерпретация данных, написание текста;
Русских С.В. — научное консультирование, концепция и дизайн исследования, анализ и интерпретация данных, написание текста, редактирование;
Тарасенко Е.А. — подготовка проекта рукописи статьи, анализ и интерпретация данных;
Москвичева Л.И. — анализ и интерпретация данных;
Горбачева Н.А. — сбор данных, анализ и интерпретация данных, написание текста;
Смбатян С.М. — анализ и интерпретация данных;
Сапрыкин В.П. — сбор данных;
Гавва Р.В. — сбор данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 11.07.2023 / Поступила после доработки 15.01.2024 / Принята к печати 19.03.2024 / Опубликована 28.06.2024
Об авторах
Ольга Валерьевна Кузнецова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.fmbc@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1297-9765
Канд. биол. наук, магистрант ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия
e-mail: оlga.fmbc@mail.ru
РоссияСергей Валерьевич Русских
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: russkikh1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3292-1424
Канд. мед. наук, вед. науч. сотр., отдел изучения образа жизни и охраны здоровья населения, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия; приглашённый преподаватель департамента политики и управления факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 101000, Москва, Россия
e-mail: russkikh1@mail.ru
РоссияЕлена Анатольевна Тарасенко
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: etarasenko@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-5070-1735
Канд. социол. наук, доцент каф. управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, 101000, Москва, Россия; ст. науч. сотр. отдела изучения образа жизни и охраны здоровья человека, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия
e-mail: etarasenko@hse.ru
РоссияЛюдмила Ивановна Москвичева
Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии»
Email: ludamed16@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5750-8492
Канд. мед. наук, врач-онколог кабинета ультразвуковой диагностики и терапии, Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии», 125284, Москва, Россия
e-mail: ludamed16@mail.ru
РоссияНаталия Анатольевна Горбачева
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»; Липецкий филиал ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации»
Email: gorbachevana@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-0673-8837
Канд. мед. наук, ст. науч. сотр. отдела изучения образа жизни и охраны здоровья населения, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия; магистрант 2-го курса Липецкого филиала РАНХиГС, 398050, Липецк, Россия
e-mail: gorbachevana@bk.ru
РоссияСиран Мануковна Смбатян
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
Email: smbsiran@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1961-9458
Доктор мед. наук, зав. Центром высшего и дополнительного профессионального образования, профессор каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Минобрнауки, 105064, Москва, Россия
e-mail: smbsiran@mail.ru
РоссияВладимир Павлович Сапрыкин
ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Email: v_p_s@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1140-808X
Доктор мед. наук, профессор каф. физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний факультета естественных наук ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», 141014, Мытищи, Россия
e-mail: v_p_s@mail.ru
РоссияРуслан Витальевич Гавва
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Email: rv.gavva@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0002-4781-8550
Канд. эконом. наук, доцент, начальник отдела региональных проектов ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», 119991, Москва, Россия
e-mail: rv.gavva@mpgu.su
РоссияСписок литературы
- Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ВШЭ; 2018.
- Tudor Car L., Kyaw B.M., Nannan Panday R.S., van der Kleij R., Chavannes N., Majeed A., et al. Digital Health Training Programs for Medical Students: Scoping Review. JMIR Med. Educ. 2021; 7(3): e28275. https://doi.org/10.2196/28275
- Баранова И.П., Лесина О.Н., Краснова Л.И., Зыкова О.А., Карнеева Ж.Н. Роль цифровых технологий в последипломном образовании врачей. Педагогика профессионального медицинского образования. 2021; (3): 33–46.
- Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Опыт внедрения e-learning и профессионально-ориентированных IT-технологий в образовательный процесс в медицинском университете. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021; 12(2): 116–27. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-116-126 https://elibrary.ru/mwyoxg
- Кузнецова О.В., Самойлов А.С., Романов С.В., Абаева О.П. От сертификации к аккредитации: история развития отечественного медицинского образования и перспективы перехода к системе НМО. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(4): 551–8. https://elibrary.ru/yphkmp
- Kyaw B.M., Posadzki P., Paddock S., Car J., Campbell J., Tudor Car L. Effectiveness of digital education on communication skills among medical students: systematic review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. J. Med. Internet Res. 2019; 21(8): e12967. https://doi.org/10.2196/12967
- Бриль Е.В., Кузнецова О.В., Хасина А.В., Зимнякова О.С. Обу-чение и развитие навыков коммуникации – неотъемлемая часть профессионализма врача. Главврач. 2019; (10): 9–15. https://doi.org/10.33920/med-03-1910-02 https://elibrary.ru/cecrry
- Андрюхина А.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука. 2020; 22(3): 116–47. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-116-147 https://elibrary.ru/wavbrf
- Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; (1-4): 110–8. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.109 https://elibrary.ru/qhfcnw
- Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы. Педагогическое образование в России. 2020; (4): 16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02 https://elibrary.ru/qynews
- Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 64(4): 133–5. https://elibrary.ru/jhvfwy
- Hertling S.F., Back D.A., Eckhart N., Kaiser M., Graul I. How far has the digitization of medical teaching progressed in times of COVID-19? A multinational survey among medical students and lecturers in German-speaking central Europe. BMC Med. Educ. 2022; 22(1): 387. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03470-z
- Chao C.T., Tsai C.L., Lin M.W., Yang C.W., Ho C.C., Chen H.L., et al. Fully digital problem-based learning for undergraduate medical students during the COVID-19 period: Practical considerations. J. Formos. Med. Assoc. 2022; 121(10): 2130–4. https://doi.org/10.1016/j.jfma.2021.11.011
- Althubaiti A., Tirksstani J.M., Alsehaibany A.A., Aljedani R.S., Mutairii A.M., Alghamdi N.A. Digital transformation in medical education: Factors that influence readiness. Health Informatics J. 2022; 28(1): 14604582221075554. https://doi.org/10.1177/14604582221075554
- Кузнецова О.В. Организация подготовки медицинских кадров во время пандемии коронавирусной инфекции нового типа: опыт МБУ ИНО ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. Главврач. 2020; (11): 14–22. https://doi.org/10.33920/med-03-2011-01 https://elibrary.ru/sgivkm
- Herrmann-Werner A., Erschens R., Zipfel S., Loda T. Medical education in times of COVID-19: survey on teachers’ perspectives from a German medical faculty. GMS J. Med. Educ. 2021; 38(5): Doc93. https://doi.org/10.3205/zma001489
- Андрюхина А.М. Технологии телеприсутствия – новая антропологическая платформа развития образования. Образование и наука. 2014; (8): 49–66. https://elibrary.ru/sxveqh
- Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения. Высшее образование в России. 2020; 29(1): 105–15. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115
- Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дрёмова Н.Б., Овод А.И. Первостепенные задачи высшего медицинского образования в процессе формирования цифровой экономики и здравоохранения. В кн.: Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: Материалы международной научно-практической конференции. Курск; 2019: 17–25. https://elibrary.ru/yzrpmt
- Mansholt H., Gotz N.A., Babitsch B. Chances and barriers of online problem-based learning (ePBL) for advanced training in the healthcare sector. Stud. Health Technol. Inform. 2021; 281: 822–3. https://doi.org/10.3233/shti210292
- Friedman C.P., Donaldson K.M., Vantsevich A.V. Educating medical students in the era of ubiquitous information. Med. Teach. 2016; 38(5): 504–9. https://doi.org/10.3109/0142159x.2016.1150990
- Тарасенко Е.А., Эйгель М.Я. Виртуальная медицина: основные тенденции применения технологий дополненной и виртуальной реальности в здравоохранении. Врач и информационные технологии. 2021; (2): 46–59. https://doi.org/10.25881/18110193_2021_2_46 https://elibrary.ru/retttu
- Бойко Е.Л. Цифровое здравоохранение. Вестник Росздравнадзора. 2018; (3): 5–8. https://elibrary.ru/xroajn
- Мурашко М.А., Панин А.И., Поспелов К.Г. Информационные системы для инновационного развития контроля (надзора) в сфере здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2018; (3): 9–19. https://elibrary.ru/ousngd
- Маченин А.А. Теория и практика функционирования виртуальной дистанционной модели МБУ ИНО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России в условиях мировой пандемии COVID-19. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 11(4): 149–86. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-14011 https://elibrary.ru/nkkxkt
- Alkhowailed M.S., Rasheed Z., Shariq A., Elzainy A., El Sadik A., Alkhamiss A., et al. Digitalization plan in medical education during COVID-19 lockdown. Inform. Med. Unlocked. 2020; (20): 100432. https://doi.org/10.1016/j.imu.2020.100432
- Yeung A.W.K., Parvanov E.D., Hribersek M., Eibensteiner F., Klager E., Kletecka-Pulker M., et al. Digital teaching in medical education: scientific literature landscape review. JMIR Med. Educ. 2022; 8(1): e32747. https://doi.org/10.2196/32747
- Srinivasan S., Jefferies P., Ewe R. Digital health must be better integrated into medical education. BMJ. 2022; 376: o363. https://doi.org/10.1136/bmj.o363
- Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education. Lancet Infect. Dis. 2020; 20(7): 777–8. https://doi.org/10.1016/s1473-3099(20)30226-7
- Sorg H., Ehlers J.P., Sorg C.G.G. Digitalization in medicine: are german medical students well prepared for the future? Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(14): 8308. https://doi.org/10.3390/ijerph19148308
- Орлов С.А., Русских С.В., Тарасенко Е.А., Александрова О.Ю., Васильева Т.П., Горенков Р.В. и др. Современные подходы к определению деятельности в здравоохранении и направления использования в ней информационных технологий (систематический обзор). Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2023; 45(2): 50–8. https://doi.org/10.17116/medtech20234502150
- Васильева Т.П., Горбачева Н.А., Куликов Д.А., Русских С.В., Пивоварова О.А., Васильев М.Д. и др. Схема «Методология организации здоровьесбережения в образовательной среде / формирование содержания социального коллектива (социальный ВУЗ (высшее учебное заведение) как непрерывно формирующийся коллектив)». Патент РФ № 141641; 2024.
- Русских С.В., Линденбратен А.Л., Москвичева Л.И., Васильева Т.П., Смбатян С.М., Горбачева Н.А. Организационно-экономические аспекты стандартизации процессов в системе здравоохранения. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 67(5): 367–73. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-5-367-373 https://elibrary.ru/tsxuus
- Русских С.В., Тарасенко Е.А., Москвичева Л.И., Макарова Е.В., Тимурзиева А.Б., Васильев М.Д. Текущее состояние и потенциал применения информационно-аналитических технологий при решении задач управления в здравоохранении: мнение врачей и экспертов сферы здравоохранения. Профилактическая медицина. 2023; 26(3): 39–50. https://doi.org/10.17116/profmed20232603139
Дополнительные файлы
