Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19 как фактор психологического благополучия специалиста
- Авторы: Сорокоумова Е.А.1, Чердымова Е.И.2, Пучкова Е.Б.1, Темнова Л.В.3, Бонкало Т.И.4, Вошева Н.А.4, Гребенникова В.М.5
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
- ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
- ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
- ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
- Выпуск: Том 64, № 6 (2020)
- Страницы: 358-363
- Раздел: МЕДИЦИНА ТРУДА
- Статья получена: 25.10.2024
- URL: https://cardiosomatics.orscience.ru/0044-197X/article/view/637949
- DOI: https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-6-358-363
- ID: 637949
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Специалисты многих профессий вынуждены осуществлять профессиональную деятельность в дистанционном режиме, что при отсутствии понимания ситуации самоизоляции может являться фактором, снижающим уровень психологического благополучия личности.
Цели и задачи. Целью проведенного исследования являлось изучение понимания учителями ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19. К числу задач исследования следует отнести определение уровня понимания ситуации самоизоляции в период пандемии; рассмотрение уровня понимания ситуации самоизоляции в период пандемии как фактора психологического благополучия учителей.
Материал и методы. Проведено обследование 124 учителей в возрасте от 23 до 67 лет. Ответы респондентов распределялись по следующим трём шкалам анкеты: «Понимание ситуации самоизоляции», «Понимание себя в ситуации самоизоляции», «Понимание особенностей взаимодействия и общения в ситуации самоизоляции».
Результаты. Большинство респондентов согласны с необходимостью самоизоляции и считают её эффективным способом предупреждения заболеваемости COVID-19. Наибольшую выраженность получили ответы о повышении профессионального и культурного уровней. Выявлено, что большинство опрошенных отмечают высокий уровень понимания ценности взаимоотношений.
Обсуждение. Следует отметить выявленную проблему недостаточно высокого уровня понимания себя в ситуации самоизоляции наряду с согласием по поводу необходимости её соблюдения. В связи с этим целесообразно осуществлять психологическую помощь в форме информационной поддержки населения.
Заключение. Чем лучше респонденты понимают необходимость самоизоляции, тем эффективнее происходит процесс общения и взаимодействия с окружающими, и, следовательно, меньший ущерб причиняется уровню психологического благополучия личности. К числу эффективных направлений информационной психологической поддержки можно отнести следующие: критическое отношение к информации; выстраивание позитивных отношений внутри семьи; организацию работы дома с целью обеспечения собственной работоспособности; сохранность способности возвращения к привычному образу жизни по истечении срока самоизоляции.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Александровна Сорокоумова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: cea51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2060-7657
Д-р психол. наук, проф. каф. психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет, 119991, Москва.
e-mail: cea51@mail.ru
РоссияЕ. И. Чердымова
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-0392-8483
Россия
Е. Б. Пучкова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-9540-9893
Россия
Л. В. Темнова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-3417-2594
Россия
Т. И. Бонкало
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-0887-4995
Россия
Н. А. Вошева
ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-6546-3530
Россия
В. М. Гребенникова
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-0705-7985
Россия
Список литературы
- Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago; 1969: 1-16.
- Diener E. Subjective well-being. Psychol. Bull. 1984; 95(3): 542-75.
- Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимания счастья и благополучия. Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2013.
- Довбня О.Н., Сорокоумова Е.А. К вопросу о психологических условиях личностного благополучия студентов. Аллея науки. 2019; 1(12): 365-9.
- Сорокоумова Е.А., Николаева Е.С. Психологическое благополучие младшего школьника цифрового поколения. Педагогика и психология образования. 2016; (3): 127-35.
- Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования). Психологическая диагностика. 2005; (3): 95-129.
- Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; 2(4): 132-8.
- Гейль В.А., Логинова И.О. Особенности взаимосвязи стиля саморегуляции поведения и психологического благополучия у студентов факультета клинической психологии. В кн.: Логинова И.О., ред. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал». Красноярск: Версо; 2012: 372-5.
- Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности. В кн.: Шамионов Р.М., ред. Проблемы социальной психологии личности. Саратов; 2008: 36-41.
- Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер; 2009.
- Usak M., Masalimova R.A., Cherdymova I.E., Shaidullina R.A. New playmaker in science education: Covid-19. J. Balt. Sci. Educ. 2020; 19(2): 180-5. https://doi.org/10.33225/jbse/20.19.180
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер; 2000: 146-51.
- Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Студенты в период пандемии COVID-19: понимание ситуации самоизоляции. Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020; (3): 196-205. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-18
- Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. Мир психологии. 2000; (1): 68-75.
- Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию. В кн.: Леонтьев Д.А., Щур В.Г., ред. Психология с человеческим лицом. М.: Смысл; 1997: 231-8.
- Лидерман Р.Р. За гранью психического здоровья. М.: Знание; 1992.
- Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. J. Pers. Soc. Psychol. 1989; 57(6): 1069-81.
- Куликов Л.В. Психология настроения. СПб.; 1997.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Вопросы психологии. 1995; (2): 5-19. Илькухин А.А. Ролевые игры и их использование в процессе обучения школьников. Самара; 2003.
- Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М.: Эдиториал УРСС; 2001.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.; 1984.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону; 1996.
- Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся. Психологическое благополучие личности в современном пространстве. Екатеринбург; 2013: 5-11.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Русская идея. М.-Харьков: AСT-Фолио; 2002.
- Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М.; 2010.
Дополнительные файлы
